Diplom-177.ru
Социально-психологические особенности профилактики правонарушений среди школьной молодежи

Социально-психологические особенности профилактики правонарушений среди школьной молодежи

Кафедра социальной педагогики и профессионального мастерства.

Курсовая работа тема :“Социально-психологические особенности профилактики правонарушений среди школьной молодежи” Степановой Натальи Николаевны студентки 421 группы очного отделения.

Научный руководитель Тесля Алина Ивановна кандидат педагогических наук,доцент. Минск 2001 Содержание Введение 3 Глава 1.Теоретические основы совершения правонарушений школьной молоджью. 1.1.Основные факторы,влияющие на совершение правонарушений школьной молодежью. 1.2.Социально-педагогиеские и психологические характеристики несовершеннолетних правонарушителей. Глава 2.Социальные условия организации профилактики правонарушений в школе. 2.1.Анализ необходимости создания центра для осуществления профилактики правонарушений среди школьной молодежи. 2.2.Моложежный центр как модель оказания комплексной помощи школьной молодежи с девиантным поведением.

Заключение.

Список литературы.

Приложение. 1.2.Социально-педагогические и психологические характеристики несовершеннолетних правонарушителей. По мнению многих авторов эта возростная группа (14-17лет) харак-теризуется рядом особенностей и изменений,которые способствуют совер-шению противоправных действий.Хотя в периодизациях психофизиологи-ческого развития старший подростковый (14-15лет) и младший юношеский (16-17лет)возроста относят к разным возрастным периодам,в периодизации социального развития оба они обозначаются как ‘маргинальный период со-циализации’.Это обьясняется сходством процессов,которые характеризуют социальное созревание индивида в это время,совпадением механизмов,ин-ститутов,способов социализации и т.п.[ ].Юристы также выделяют этот возраст,употребляя понятие ‘несовершеннолетний’ в отношении лиц 14-17 лет.Это связано с тем, что молодые люди в этом возрасте уже характеризу-ются определенным социальным статусом,гражданскими правами и обя-занностями,закрепленными в законодательных актах.Однако,в отличае от взрослых,степень их социальных прав и ответственности еще ограничен[ ]. Говоря о школьной молодежи как о 'группе повышенного риска' в плане совершения ими правонарушений,мы считаем необходимым рассмотреть основные причины этого,связанные с особенностями возростных из-менений.И.С.Кон,который занимался изучением данного возроста,выделил следующие причины: 1. Внутренние трудности переходного возраста,начиная с психогормональных изменений и заканчивая формированием и перестройкой 'Я-концепции'.Т.е. в физиологическом плане у подростка наблюдается 'гормональная буря',вызванная повышенной активностью эндокринной системы и проявляющаяся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости,неадекватных эмоциональных реакциях,непредсказуемости настроений, раздражительности.Это может вызывать трудности во взаимоотношениях,конфликты,ссоры, вербальную и другие виды агрессии, различные виды девиантного поведения.В этом возрасте происходит также половое созревание,которое вызывает серьезные проблемы в сфере взаимоотношений полов и может служить толчком к асоциальным проявлениям в сексуальной жизни подростка.А возникшее желание найти признание у противоположного пола иногда приводит к использованию в этом деле аморальных и т.п. способов и приемов.Бурный рост, изменения в организме (внешние и внутренние) влекут за собой изменения в психике.В связи с этим может возникнуть синдром дисморфобии[ ],когда собственный физический недостаток(зачастую придуманный) ясно осознается и фрустрирует личность.Под действием синдрома возникают характерологические изменения,которые вызывают проблемы в общении и адаптации.А,как уже говорилось ранее,дезадаптация-одна из основных причин формирования противоправного поведения.Ряд комплексов неполноценности, формирующихся под влиянием синдрома дисморфобии,приводит к возникновению у подростка неуверенности в себе,усилению его убеждаемости,снижению самооценки и вызывает появление ряда негативных качеств,отрицательно влияющих на формирование устойчивой позитивной ' Я-концепции '[ ].Важность ее создания неоспорима.Это подтверждают и исследования Е.Н.Голубевой,согласно которым «главная трудность в перевоспитании даже несовершеннолетних правонарушителей не в том,что подросток не хочет исправиться или не понимает,что надо жить честно,а в том,что они порой не могут этого сделать из-за наличия уже сформировавшейся и достаточно инертной системы негативных ценностей,оцениваемых обществом как аморальные»[ ].Необходимо заметить,что сам процесс формирования самосознания в этом возрасте также существенным образом изменяет характер взаимоотношений с окружающими людьми, вызывает проявление выраженного стремления к самостоятельности,эмнсипации, атономности от взрослых,обостренной критичности к ним и всему,что они предлагают,что порождает конфликты и отторжение ценностей общества (взрослых).С другой стороны, проявляется стремление к общению со сверстниками,повышенное внимание к их мнению,потребность всамоутверждении в этой среде[ ]. Значимой становится референтная группа, возможное влияние которой мы рассматривали в предедущей главе. 2. Статусно-ролевая неопределенность и пограничность социального положения несовершеннолетнего.Она характеризуется тем,что по биологическим данным подросток/юноша достигает параметров взрослого человека,а его социальные и психологичесие возможности ограничены (т.е. у него почти отсутствует жизненный опыт,не сложилось мировоззрение,не сформированы защитные механизмы и стратегии адаптации,нет в наличии форм и механизмов поведения необходимого для разрешения многочисленных внешних и внутренних конфликтов и т.п.)[ ].Таким образом,можно говорить о том,что они уже не дети,но,в то же время,еще и не взрослые.Это вызывает несоответствие между уровнем притязаний и его психологическими возможностями.Стремление преодолеть это противоречие может приводить к принятию внешних атрибутов взрослости таких,как курение,сквернословие,употребление спиртных напитков и т.д.,вплоть до совершения преступлений и правонарушений.С другой стороны,желание казаться взрослым,самостоятельным, эмансипированность школьной молодежи заставлиет их подвергать критике или вовсе отвергать нормы поведения и ценности,предлагаемые старшим покалением[ ]. 3. Противоречия,обусловленные перестройкой механизмов социального контроля.Имеется в виду, что «детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм,послушания,уже не действуют;а взрослые способы,предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль,основанные на внутренних нормах,еще не сложились или не окрепли»[ ]. Хотелось бы отметить еще ряд качеств,свойственных данному возрасту и оказывающих влияние на возможность совершения асоциальных действий.К ним относится,например,подростковое упрямство,природе кото-рого еще не нашли объяснения.Наличие этого качества вызывает у взрослых негативные эмоции,может приводить к конфликту и наказанию пдростка. Это,в свою очередь,вызывает еще большее упрямство ,несовершеннолетний может предпринимать попытки ухода из дома,совершения аморальных и асоциальных поступков.За этим следует новая попытка родителей привлечь подростка к порядку и т.д.Таким образом,получается замкнутый круг.

Постоянные наказания приводят к тому,что подросток перестает ощущать свою вину за совершаемые противоправные действия[ ].Это содействует формированию личности с асоциальной направленностью. Еще одно качество,свойственное этому возрасту,-конформизм, который наиболее ярко проявляется в группе с девиантным поведением[ ].По статистике [ ] большинство правонарушений осуществляется несовершенно-летними под давлением группы. К совершению аморальных и асоциальных поступков может привести также юношеский ‘романтизм’,стремление к чему-то яркому, необычному.А так как преступную деятельность всегда окружает ореол таинственности и романтики подростки легко попадают под влияние асоциальной личности[ ]. К тому же немаловажную роль играет склонность к риску и авантюризму(свойственна 43%)[ ]. До сих пор мы рассматривали особенности, характеризующие нормаль-ное развитие в этом возрасте, не касаясь “различных психических патологий и аномалий,которые затрудняют социальную адаптацию подростка и составляют непосредственные психобиологические предпосылки асоциального поведения”.К таким психическим отклонениям и заболеваниям можно отнести олигофрению,ЗПР,психопатии,свойственные этому возрасту неврозы,психозы,патохарактерологические изменения и т.д. [ ]. Однако, исследования показали,что и в этих случаях важную роль играет социальный фактор,ближайшее окружение[ ]. Особое значение придается наличию у несовершеннолетнего нарушений индивидуально-психологического характера,включая нарушения эмоционально-волевой (повышенная тревожность,агрессивность,снижение эмпатийного качества,акцентуации характера и т.д.) и мотивационной сферы[ ]. Остановимся подробнее на акцентуациях характера в плане их влияния на совершение им правонарушений и преступлений.Т.к. установлено,что среди психически и умственно полноценных подростков-правонарушителей, акцентуации выявлены более,чем в 90% случаев[ ]. Исследования А.В.Лебедева и И.А.Горьковой показали,что чаще других встречается акцентуация по гипертимному типу (более 30%). Подростки данного типа отличаются общительностью,повышенным уровнем психической энергии, расторможенностью, неусидчивостью, недисциплинированностью, склонностью к лидерству, ранним стремлением к самостоятельности. Они достаточно легко могут оказаться в неблагоприятной среде из-за сочетания склонности к риску с излишне эмоциональной реакцией на контроль со стороны родителей, педагогов. Для подростков,отличающихся повышенной агрессивностью,вплоть до садистских действий,характерен шизоидный тип акцентуации (по тем же данным).Довольно часто среди несовершеннолетних правонарушителей встречается и эпилептоидный тип.

Каждая из акцентуаций имеет свои особенности,которые необходимо учитывать при организации профилактической работы. В последние годы в отечественной литературе выделяется акцентуация по криминогенному типу,под которой понимается “определенный тип развития подростка,когда с раннего детства определяется неуправляемость поведения и трудность социализации в сочетании с нарушениями построения общепринятой системы ценностей”[ ]. Что касается мотивационной сферы, то для молодежи характерно большее разнообразие мотивов (так, например, кражи совершаются не только из корысти, но и ипз-за стремления утвердить престиж в группе, озорства, желания оказать содействие товарищам и т.п.). В большинстве случаев характерен скоротечный, ситуативный мотив. [ ] Сами подростки выделяют следующие основные мотивы совершения преступлений и правонарушений: 1. «Собственная глупость» (за которой, как правило, скрывается бездуховность, затянувшееся детство, нежелание задумываться над будущим). 2. «Плохие друзья» , «стечение обстоятельств» (как стремление снять с себя ответственность за совершенные действия) и т.д. [ ] Немаловажное значение, по мнению С.А. Беличевой, имеет социально-психологические особенности, которые определяются уровнем социального развития (социализация в различных сферах жизнедеятельности), направленностью личности (ценностные ориентиры, социальные установки, ценностно-нормативные представления) и системой оценок и самооценок [ ]. Таким образом, мы можем говорить о некоторых особенностях личности,которые характеризуют подростка-правонарушителя.А.И.Кучинский выделяет следующие черты группового сознания несовершеннолетних с противоправным поведением: неустойчивость ценностных ориентаций, слабая целевая информированность,’размытость’ суждений, сужение сферы потребностей и ин-тересов, доминирование локальных потребностей; нонконформизм в оценке общественных ценностей и стереотип ‘стадных’ потребностей; стремление к расширению ценностей и символов на уровне самодея-тельных групп, команд и элементы конкуренции и борьбы между ними; стремление к статусному или ‘престижному’ потреблению как основному способу социализации и укрепления своего авторитета; социальная пассивность,инфантилизм и апатия,соседствующие с пси-хической агрессивностью.

Однако, не у всех несовершеннолетних правонарушителей выражена криминогенная направленность и искажены представления о нормах морали и права.

Исследования Г.М.Миньковского позволяют выделить следующие типы подростков-правонарушителей в зависимости от степени выраженности у них преступной направленности, которые идентичны классификации Д.И.Фельдштейна: Несовершеннолетние с преступной направленностью, для которых характерны примитивные низменные потребности, агрессивность, жестокость, склонность к пустому времяпрепровождению, азартным играм, уголовному фольклору. Часто они выступают организаторами преступ-лений.

Отрицательная направленность личности.

Подростки этой категории характеризуются привычкой к бесцельному времяпрепровождению, склон-ностью к алкоголю.

Преступления совершают не в результате активной подготовки, а ‘как получится’. Неустойчивая направленность личности. Им свойственна борьба по-ложительных и отрицательных качеств.

Преступления они совершают по престижным мотивам или в результате подражаия.

Выражают раскаяние в совершенном преступлении.

Положительная направленность. Эта категория подростков совер-шает преступление случайно, в результате “детской мотивации” (легко-мысленности или неправильной оценки действий и их последствий). Исследования эмоциональной сферы несовершеннолетних правона-рушителей, проведенные Т.Н.Курбатовой и Э.Квятковской-Тохович, показали, что для них характерны повышенная тревожность (как правило для воров), агрессивность, своего рода конфликтогенность (для хулиганов) [ ]. В зависимости от степени деморализации личности выделяют следующие типы поведения подростков-правонарушителей: социально-нравственно-правовая деформация поведения (кримино-генная). Для подростков этой группы характерно систематическое употребление алкоголя, раннее начало половой жизни и неразборчивость в связях, половину из них составляют второгодники; почти все затевают драки или учавствуют в них; многие из них совершают кражи и грабежи.

Большинство из них находится в поле зрения правоохранительных органов; социально-нравственная деформация.Такое поведение противоречит социально-ролевым требованиям (отставание в учебе,второгодничество) и связано с аморальным поведением (половая распущенность, азартные игры, участие в ‘дворовых’драках и т.п.), но они почти не оказываются на учете в ИДН; социально-деформированное поведение характеризуется нарушения-ми только требований возрастных социальных ролей (неуспеваемость в школе, конфликты с учителями и родителями, пребывание вне дома в позднее время и т.п.)[ ]. Итак,исследования в этой области показали,что изменения в социаль-но-ролевом статусе,внутренние трудности,противоречия,обусловленные перестройкой механизмов социального контроля,характеризующие этот возраст,могут вызывать формирование негативных качеств личности и служить предпосылкой совершения правонарушения.Так же можно гово-рить об особенностях личности несовершеннолетних правонарушителей, степень проявления которых обуславливает выделение различных типов асоциального поведения. * * * Таким образом, на основе изучения литературных источников мы можем определить понятие “школьная молодежь” как социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обучения в школе как ведущей деятельности, возраст которой составляет 14-17 лет. Под профилактикой правонарушений мы понимаем систему социально-правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям, в совокупности с индивидуально-профилактической работой. Среди факторов, влияющих на формирование противоправного поведения, мы считаем необходимым выделить следующие основные: 1. Индивидуальный. 2. Психолого-педагогический. 3. Социально-психологический. 4. Личностный. 5. Социальный, социально-экономический.

Считаем нужным также отметить, что существует определенный набор качеств и особенностей личности, характеризующий подростков-правонарушителей.Основными среди них являются неустойчивость цен-ностных ориентаций,психическая агрессивность,социальная пассивность, повышенная тревожность,конфликтогенность и т.д.

Раннее диагностирование этих качеств,выявление причин отклонений в поведении и принятие соответствующих мер будут способствовать повышению эффективности профилактической работы со школьной молодежью. ВВЕДЕНИЕ Проблема совершения правонарушений и преступлений школьной молодежью существовала всегда.

Несмотря на предпринимаемые меры, у нас в стране продолжает рости число несовершеннолетних право-нарушителей. С 1998 по 1999 год этот рост составил 2,4% [ ]. По официальной статистике в 1999 году на учете состояло 14108 подростков, а ограничено в дееспособности – 807. Однако, число правонарушений, совершаемых школьной молодежью превышает официальные данные в 10-15 раз. [ ]. Как правило, работа с такими подростками носит запаздывающий характер, т.е. в основном используется карательная педагогика.

Известно, что по статистике она неэффективна, т.к. наблюдается большой рецидив совершения правонарушений (около 30%), а 50% находящихся в СПТУ и ВТК молодых людей, по мнению педагогов этих учреждений, могли бы учиться в общеобразовательной школе [ ]. Большое влияние на формирование противоправного поведения у школьной молодежи оказывают социально-экономические, политические и др. изменения в нашем обществе, а также социальное неблагополучие, которое проявилось в распаде семейных связей, росте числа безнад-зорности и бродяжничества, правонарушений и т.д. Они породили ряд проблем, которые нашли отражение в подростково-молодежной среде в виде различных девиаций.

Усиливает проблему совершения правонарушений несовершеннолет-ними и положение системы образования в настоящее время.Общеобразова-тельная школа сегодня не может компенсировать просчеты,допущенные в семейном воспитании в силу разнообразных причин[ ]. Положение дел в Республике Белорусь с точки зрения реальной оцен-ки обеспечения прав и благополучия несовершеннолетних сидетельствует о том,что “ни принятый в 1993году Закон “О правах ребенка” и другие за-конодательные акты,ни комплекс мероприятий(предусмотреный в “На-циональном плане действий по охране прав ребенка на 1995-2000годы”),ни созданная в 1996году Национальная комиссия по правам ребена не обеспе-чили создания условий,которые позволили бы: -обспечить содержательную жизнь подростка в обществе,которая,в тот период жизни,когда он наиболее склонен к совершению проступков,бу-дет благоприятствовать процессу развития личности и получению образо-вания в максимальной степени свободного от возможности совершения преступлений и правонарушений; -обеспечить ему такую защиту и заботу,которая необходима для его благополучия и избежания социально опасной ситуации”[ ]. Для решения этой проблемы в различное время теоретические и методологические основы предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения в подростково-молодежной среде разрабатывали С.А.Беличева, Ю.В.Гербеев, А.И.Кочетов и другие.В педагогических исследованиях О.С.Богдановой,Е.В.Бондаревской,И.С.Марьяненко и других решение про-блемы видится в воспитании нравственных отношений школьников.В ра-ботах психологов М.А.Алемаскина,Л.М.Зюбина,Д.И.Фельдштейна охарак-теризованы типы отклоняющегося поведения учащихся,способы его диагностики и коррекции.Исследования юристов Ю.М.Антоняна,К.Е.Игоше-ва,Г.М.Миньковского и других анализируются основные звенья профилак-тики девиантного поведения школьной молодежи с точки зрения совер-шенствования деятельности правоохранительных органов.

Особое внимание заслуживают работы в области изучения проблемы “первичной профилактики”, которые проводились В.Т.Кондрашенко, С.Я.Улицким, П.И.Сидоровым, М.А.Пазниковым. Так как данный вид профилактики по мнению многих специалистов является более эффектив-ным и массовым. [ ]. Однако, серьезной проблемой нашего общества, которая не содействует стабилизации и уничтожению подросткового криминала, по мнению специалистов, является отсутствие ювенальной юстиции или специального правосудия в отношении несовершеннолетних и неэффективность работы Инспекции и комиссии по делам несовер-шеннолетних [ ]. Большую проблему составляет также отсутствие у подростков знаний о учреждениях, занимающихся оказанием им помощи. Таким образом, необходимость решения проблемы профилактичес-кой работы среди школьной молодежи очевидна. Цель исследования: определить пути организации профилактики правонарушений среди школьной молодежи.

Объект исследования: школьная молодежь . Предмет исследования: организация профилактики правонарушений среди молодежи в условиях средней общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: организация профилактики право-нарушений может быть эффективной если: · будут выделены психолого-педагогические и другие особенности данной возрастной группы, влияющие на формирование противоправного поведения; · подросткам и юношам будут даны знания, умения и навыки по проблемам их прав и обязанностей; · она будет базироваться на выявлении и устранении причин и условий, способствующих правонарушениям; · будет разработана функциональная модель организации помощи молодежи с отклоняющимся поведением.

Задачи исследования: 1. Проанализировать основные факторы и причины, способ-ствующие формированию противоправного поведения у школьной молодежи. 2. Изучить современное состояние девиации среди школьной молодежи. 3. Разработать функциональную модель организации помощи школьной молодежи с девиантным поведением. База исследования: Мачулищанская СШ. В исследовании учавствовало 55 респондентов.

оценка стоимости аренды нежилого помещения в Курске
экспертиза мотоцикла в Твери
оценка лицензии в Орле