Внимание! cool-diplom.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Определив, что помидоры действительно являются помидорами, если есть такая возможность, можно выбрать необходимый сорт, цвет, вкус, размер, цену и т.д. Так же обстоят дела и с качеством валюты. Качес
Литейный, д.7, кв. 92 Оценка _______________ Дата _____________ Подпись преподавателя ________________________ Контрольная работа предъявляется при сдаче экзамена. Оглавление : 1. Формирование русско
Конституция Российской федерации (ст.2) впервые закрепила прямую обязанность государства защищать права человека. При этом подчёркивается (ст.18), что права и свободы человека и гражданина являются не
Существует мнение, что УУ возник вследствие недостатков традиционной бухгалтерии, так как данные БУ в виде бухгалтерской отчетности не могут быть пригодны для управления предприятием, поскольку они хр
Политика России и государств Запада. IV. Русско – Турецкая война. Соотношение сил и планы сторон. V . Военные действия. VI . Борьба за Плевну. VII . Переход через Балканы. VIII . Переход через Балкан
Рабочая тормозная система : передний тормозной механизм дисковый с двумя противолежащими гидравлическими цилиндрами и автоматическим восстановлением заданного зазора задний тормозной механизм барабанн
Необходимость выбора того или иного слова, жеста или какого-либо еще этикетного знака в первую очередь обусловлена специфической ситуацией. Этикетные ситуации могут быть связаны или с повседневным об
Основные законы царской России провозглашали, что на всем ее пространстве власть принадлежала царю. Федерали з м в официальных кругах царской России не поддерживался и не признавался. Разумеется, си
Впоследствии, начиная с петровских времен, вопрос о происхождении русского народа рассматривался немцами, членами Академии Наук – Готлибом Зигфридом Байером, его преемником Герардом Фридрихом Миллером и Августом Людвигом Шлецером. Байер, несмотря на всю свою западноевропейскую ученость, не был знаком с русским языком и из-за этого был неспособен анализировать русские летописные источники. Его осмеивали за то, что слово Москва он производил от мужского монастыря, а Псков – от «псов». Будучи сторонником норманнского происхождения Руси, Байер переворачивал имена русских князей всевозможными способами для того, чтобы из них получились скандинавские имена. Таким образом из Владимира получился Валдамар, Валтмар, Валмар, из Ольги – Аллогия, из Всеволода – Визавалдур и т. д. К сожалению, Байер, отстаивая теорию норманнского происхождения Руси, надолго отрезал путь к изучению этого вопроса с русской точки зрения.
Преемнику Байера – академику Герарду Фридриху Миллеру в 1749 г.
Академия Наук поручила написать речь о происхождении имени и народа российского для торжественного заседания. Когда речь была подготовлена и представлена членам Академии для оценки, отзывы большей части академиков были неблагоприятны для Миллера. В вопросах, касающихся начала Руси, Миллер, примкнув к норманнистам, практически популяризировал Байера. Ничем не отличился от Байера и Миллера Август Людвиг Шлецер. Он также считал, что цивилизацию, государственность и само имя русскому народу дали норманны, а русская история начинается со второй половины IX в.
Главным противником норманнистов того времени был М. В. Ломоносов.
Рецензируя диссертацию Миллера, он вскоре основательно изучил эту проблему и изложил ее в своем труде «Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 г.». Выступая против извращений норманнистами русской истории, Ломоносов категорически заявлял, что «мнение… о происхождении россов от шведов, а имени их от чухонцев весьма неосновательно» 1 . Несмотря на то, что диссертация Миллера была отвергнута Академией Наук, норманнская теория пустила глубокие корни в исторической науке, ее восприняли западники.
Теория оказалась закрепленной в науке такими историками, как И. М. Карамзин, М. П. Погодин, С. М. Соловьев.
__________________________________ 1 Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений в 10 т. Т. 6 М.-Л., 1952 С.163-286 |
Большой вклад в изучение истории русского языка, наречий, географических названий, народных песен, поверий, преданий, обычаев внесли славянофилы и их последователи: К. С. Аксаков, А. И. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, А. Ф. Гильфердинг, В. И. Даль, П. И. Киреевский, П. Н. Рыбников, П. В. Шейн и другие. К сожалению, ни один из них не обратился к изначальной истории росов, ограничиваясь констатацией их славянских корней. В XX в. больших успехов в изучении исторического прошлого славян достигли этнография, антропология, климатология и другие науки.
Археология, вооруженная всеми новейшими естественно-математическими методами, давно вышла из той фазы, когда раскопки только лишь пополняли музейные коллекции. Все это позволило более точно представить картину исторического прошлого славян, однако к древнейшей истории росов наука еще только начинает подступать.
Следует отметить, что в отечественной исторической науке уже делались попытки произвести историографический анализ по вопросу этногенеза восточных славян.
Каждая из таких работ отражала специфические взгляды и убеждения того периода времени, в котором она была написана. В 1940 г. коллектив сотрудников ИИМК подготовил, а в 1941 г. издал под редакцией М. А. Артамонова сборник работ по этногенезу восточных славян, которым должна была открываться серия публикаций материалов по этой проблеме, накопленных в предшествующие годы. В 1976 г. был издан сборник статей «Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев.
Методология и историография» 2 , подготовленный Институтом славяноведения и балканистики АН СССР.
__________________________________ 2 «Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев.
Методология и историография», М., 1976 3 «Советская историография Киевской Руси», М., «Наука», 1978 |
Академией Наук СССР была издана коллективная монография под редакцией В. В. Мавродина «Советская историография Киевской Руси» 3 , первые три главы которой непосредственно посвящены проблеме формирования древнерусской народности.
Данная работа ставит цель по возможности полно осветить вопрос этногенеза русского народа в отечественной историографии советского и пост-советского периодов с 1917 по 2000 г. ЧАСТЬ 1 (СОВЕТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ 20-х гг.) Несмотря на стремительное развитие в XX в. таких вспомогательных исторических наук, как археология, этнография, антропология, позволивших более ясно увидеть картину исторического прошлого славян, ученые нового века не сразу смогли отказаться от представлений, гипотез и идей века минувшего. Так, работа А. А. Шахматова « Древнейшие судьбы русского племени » 4 , изданная через несколько лет после революции, в 1919 году, явилась итоговой в том смысле, что в этой работе был изложен весь комплекс представлений о древнем этапе формирования славянорусской народности, сложившийся в отечественной науке к началу XX века.
Шахматов, будучи крупнейшим историком и лингвистом дореволюционного времени, создал наиболее разработанную схему ранних этапов сложения древнерусской народности.
__________________________________ 4 Шахматов А. А. «Древнейшие судьбы русского племени», Прг., 1919 |
Летописные восточнославянские племена образовались в результате раздробления единой общерусской «ветви», «одного общего этнического ствола». Последний был, по мнению А. А. Шахматова, известен византийцам под названием «анты». Территорию общеславянской прародины А. А. Шахматов определял в бассейне Вислы, откуда во второй половине IV в. в связи с нашествием гуннов часть сла вян мигрировала в Поприпятье, а затем к Дунаю, где «расщепилась» на словен и антов. Анты заняли лесостепь между Днестром и Донецким бассейном, где они и оставались до аварского на шествия в середине VI в. и даже позднее — до VIII — начала IX в. Удар, нанесенный аварам Карлом Великим в Паннонии, привел к их перемещению в области, занятые антами, следствием чего явилась новая миграция славян-антов, выразившаяся в виде расселения по Восточной Европе летописных племен, из которых образовались «три русские народности». В проблеме происхождения русского народа одним из главных является вопрос о происхождении его имени. А. А. Шахматов стал первым ученым, пытавшимся разработать скандинавскую версию происхождения имени русского народа. Эта идея перешла в новый век по наследству от XIX столетия.
Шахматов не имел своего твердого мнения в решении этого вопроса. Он заявляет: « Происхождение имени Руси, несмотря на настойчивые старания ученых, остается темным. С уверенностью можно сказать, что более первоначальною его формой было Ros … ». Шахматов не считал название «Русь» (и, соответственно, «русский») этническим, он прежде всего видел в нем термин политический. « Сначала, - по его мнению, - так называли себя и свою страну жители Киевского Поднепровья, а по мере распространения киевского политического могущества термин «русский» охватывал все племена, объединявшиеся в Киевской державе Владимира и Ярослава». * * * В течение 20-х гг. концепция А. А. Шахматова встретила сильное сопротивление. В эти годы зародилась и почти на тридцать лет заняла господствующее положение в области изучения этногенеза народов Восточной Европы этнолингвистическая концепция Н. Я. Марра . Признана, правда, она была только после смерти ее автора. Эта концепция не нашла отображения в какой-либо монографии, но была представлена в серии работ, посвященных протоисторическим судьбам Восточной Европы.
Работы Н. Я. Марра, непосредственно затрагивающие проблему восточнославянского этногенеза, были созданы в основном в первой половине — сере дине 2О-х годов . 5 Н. Я. Марр, не соглашаясь с индоевропейской гипотезой происхождения русского народа, выраженной Шахматовым, подвергает ее критике с лингвистической точки зрения. Марр писал, что все русские диалекты, и тем более, украинский, возникли независимо друг от друга, а если и похожи, то потому, что скрещивались между собой. В отличие от индоевропеистов Н. Я. Марр категорически отрицает ведущую роль миграций в процессе возникновения русского народа.
-------------------------------------------------------- 5 Марр Н. Я. «Избранные работы» т. V , М.-Л., 1935 |
Сначала термин обозначал родственные грузинский, сванский, мергельский и чанский языки, происшедшие, по Библии, от Иафета, позже к «яфетической семье» Марр стал привлекать все древние мертвые языки Средиземноморского бассейна и Передней Азии. * * * Среди работ современников и последователей Н. Я. Марра следует выделить статьи В. А. Брима 6 и С. Н. Быковского 7 , так как они сконцентрировали в себе идеи Марра по поводу этногонии восточных славян, разбросанные в разных книгах. Так, развивая мысли Марра о том, что в Восточной Европе существовал яфетический пласт, В. А. Брим возводил к этому пласту этнонимы «анты» и «русь», полагая, что сохранение этих этнонимов у исторических славян свидетельствует о включении древнейших яфетических групп Восточной Европы в состав индоевропейского русского этноса. С. Н. Быковский пришел к выводу о том, что предки восточных славян – «протославяне» могут быть обнаружены в недрах скифского мира, и высказывал предположение, что «одним из предков позднейших славян были тавры». В другой своей работе он обосновывал мысль Н. Я. Марра о доскифском этапе славянской истории в Восточной Европе. Эта работа называлась - «Яфетический предок восточных славян – киммерийцы». * * * Важно отметить, что в решении проблем восточнославянского этногенеза археология в 20-х гг. по существу не принимала участия, несмотря на то, что старой русской археологией был накоплен значительный вещевой материал. Обе концепции, и концепция Шахматова, и концепция Марра опирались, в основном, на данные лингвистики, но работы Марра положили начало синтезу археологии, истории, этнографии и лингвистики для получения более четкой картины исторического прошлого славян. * * *
__________________________________ 6 Брим В. А. 1) Племенное название “анты”. – Яфетич. сборник; 2) Происхождение термина “русь”. – В кн.: Россия и Запад. I . Пгр., 1923; 7 Быковский С. Н. Яфетический предок восточных славян – киммерийцы. – ИГАИМК, 1931, т. VIII , вып. 8-10. 8 Соболевский А. И. 1) Русско-скифские этюды. – ИОРЯС за 1921 г. |
Прародина современных славян, по его мнению, — берега Балтики, где произошли столкновение и ассимиляция древнего славяно-балтского языка и од ного из наречий скифского языка. Скифы-иранцы, по мнению Соболевского, заселяли не только степи, но и лесные районы Восточной Европы. В области образования славянского праязыка лесные скифы были автохтонами по отношению к балто-славянам.
Соболевский был склонен рассматривать их как потомков киммерийцев, которые, по его мнению, также были народом, относящимся к иранской языковой ветви.
Концепция Соболевского в целом стала аналогичной поискам и исследованиям Н. Я. Марра. * * * Обзор накопленного археологией материала и программа дальнейших археологических исследований, призванных решить спорные вопросы этнической истории Восточной Европы, впервые были намечены А. А. Спицыным в его статье «Археология в темах начальной русской истории». Статья А. А. Спицына содержала краткий перечень основных фактов, добытых археологией, и давала определение проблем, под нятых этими фактами. В отношении древней истории славян А. А. Спицын оказался на позиции миграционистов. Время сла вянской миграции А. А. Спицын определял VIII – IX вв., а причину миграции видел в натиске германцев, норманнов, аваров. Он не разделял точки зрения А. А. Шахматова о тождестве восточных славян и антов. А. А. Спицын в 20-е годы, как и в ряде своих дореволюционных работ, пытался проложить путь от археологии к истории с целью сделать археологические материалы полноправными источниками по истории бесписьменных эпох в Восточной Европе. В то же время путь к ар хеологии искали лингвисты и историки.
__________________________________ 9 Готье Ю. В. Очерки по истории материальной культуры Восточной Европы до основания первого русского государства. Л., 1925 |
Удачнее это удалось сделать Ю. В. Готье 9 . Труд Ю. В. Готье «Очерки по истории материальной культуры Восточной Европы до основания первого русского государства» явился первой попыткой написать историю Восточ ной Европы, используя не только данные письменных источников, но и данные археологии. В трактовке проблемы восточнославянского этногенеза Ю. В. Готье ока зался между индоевропеистской миграционистской концепцией А. А. Шахматова и автохтонистской позицией украинского архео лога В. В. Хвойки, труд которого «Древние обитатели Среднего Приднепровья и их культура с доисторических времен » 10 , впо следствии оказал заметное влияние на ряд советских исследо вателей истории древнейшего славянства и был впервые широко использован при создании общей концепции восточнославянского эт ногенеза. Общая схема славянской ранней истории у Ю. В. Готье почти не отличается от схемы А. А. Шахматова.
Историко-лингвистические изыскания Н. Я. Марра никоим образом не затронули ис торических представлений Ю. В. Готье.
Восточные славяне — это, по Ю. В. Готье, «несомненно» потомки антов, которые начиная с VII в. распространяются с той территории, которую они заселили после раскола славянского единства.
Территория, откуда в VII в. начали расселяться анты, — это область, с севера ограниченная Западной Двиной, а с востока Днепром. На западе их земли упирались в Карпаты. На этой территории славяне жили «с незапамятных времен». Вслед за В. В. Хвойкой Ю. В. Готье связывал поля погребений с антами, но вместе с тем он отмечал, что «предположение о едином племени, олицетворяющем культуру погребальных полей, встречает непреодолимые трудности на пути к своему признанию... Вопрос открыт, в нем много загадочного, и при теперешнем состоянии на ших знаний он не может быть решен в утвердительном смысле ». Значение труда Ю. В. Готье в исследовании ранних этапов эт нической истории Восточной Европы переоценить трудно. Ему принадлежит осуществление синтеза истории и археологии, по строение единой схемы исторического развития страны и населяю щих ее народов с глубокой древности до времени Киевской Руси.
__________________________________ 10 Хвойка В. В. Древние обитатели Среднего Приднепровья и их культура с доисторических имен. Киев, 1913 |
Постепенно к концу 30-х — началу 40-х годов «мо нополия» на разработку проблемы восточнославянского этногенеза и ранней этнической истории славян полностью перешла к археологам.
Ведущим археологическим учреждением страны в то время являлась Государственная Академия Истории Материальной Культуры (ГАИМК), возглавлявшаяся с момента ее основания, Н. Я. Марром и сохранявшая влияние Марра и его яфетиче ской теории до 1950 г., когда 9 мая в газете «Правда» была напечатана статья А. С. Чикобавы с резкой критикой «марринизма». Вполне естественно, что та мно гообразная археологическая информация, которая стекалась в те чение 20—30-х годов в ГАИМК, интерпретировалась в ее стенах чаще всего в соответствии с основными положениями «яфетического» учения Н. Я. Марра. * * * В 1940 г. С. В. Юшков напечатал свою статью «К вопросу о происхождении Русского государства» 11 . Основной вывод, к которому он пришел в своей статье сводится к тому, что «русь» - не варяги, а славяне. «И византийские, и арабские источники, - пишет он, - говорят о руси, как о народе, жившем или неподалеку от Черного моря, или же даже на побережье Черного моря». «Масуди… называет руссов «великим народом»…, памятники говорят о руси, как о многочисленном «народе»…, Ибн-Хордадбе говорит, что русские «суть племя из славян и т. д.». В заключение он пишет: «С течением времени социальные группы, говорившие на особом, более развитом, нежели наречия славянских племен языке, имевшие более высокую культуру, развивавшуюся под значительным арабским и византийским влиянием, настолько резко стали отличаться от массы общинников, которая их окружала и которая платила им дань и находилась под их властью, что возникла необходимость в особом названии этих групп. Так возникло название «русь».
__________________________________ 11 Юшков С.В. К вопросу о происхождении Русского государства Уч. Зап. Моск. Юр. Ин-та НКЮ СССР выпуск 2, 1940 с 48-49 |
Работа М. А. Тихановой 12 была посвящена проблеме выявления раннеславянской археологической культуры на юго-западе восточ нославянской ойкумены — в западных областях Украины. М. А. Тиханова пришла к выводу, что на территории западных областей Украины в первые века нашей эры не происходило резкой смены населения.
Липицкая культура первых столетий сме нилась здесь культурой IV — V вв., которая, по мнению М. А. Тихановой, может быть сопоставлена с культурой поздних полей погребений Среднего Поднепровья - черняховской культурой. В принадлежности черняховской культуры славянскому населению Тиханова не сомневалась.
__________________________________ 12 Тиханова М.А. Культура западных областей Украины в первые века нашей эры. – МИА, 1941, №6 |
Работа и мела большое значение для дальнейшего развития представлений о начальном этапе славянской истории.
Положения о принадлежности славянам памятников черняховской культуры, ее поздней датировке, дающей основание для вывода о непосредственном перерастании этой культуры в культуру Киевской Руси, мысль о принадлежности поздних форм этой культуры антам и об ее автохтонности и т. п. в послевоенные годы были широко восприняты молодой тогда еще украинской археологией и активно отстаивались вплоть до начала 70-х годов. Не менее значительные последствия для дальнейшего разви тия этногенетических взглядов советских археологов имела работа П. Н. Третьякова 13 . По объему затронутых в ней материалов и характеру их изложения она далеко выходила за пределы постав ленной в заглавии темы «Северные восточно-славянские племена». По существу это была программа большого исследования, которое в дальнейшем и было осуществлено П. Н. Третьяковым.
Сущность концепции П. Н. Третьякова заключалась в том, что в Восточной Европе, по его мнению, исторически сложились три культурнохозяйственных комплекса: лесной — северный, лесостепной — югозападный (включая Поднепровье и территории на запад до Кар пат), степной — юго-восточный, охватывающий земли в Приазовье. На севере сложились племенные группы, которые «являлись пред ками северных славянских, финских и летто-литовских племен». Северные славянские племена возникли на неоднородной основе, но к середине—концу I тыс. н. э. «на всем пространстве от Волхова до Среднего Поднепровья, включая сюда верховья Волги и Оки, установился весьма однородный характер культуры во всех ее ма териальных проявлениях, доступных изучению по археологиче ским памятникам ». Характеризуя процесс этногенеза в юго-за падной зоне, П. Н. Третьяков по существу принял позицию В. В. Хвойки о непосредственной генетической связи средневековых славян Поднепровья с культурой полей погребений, а ее, в свою очередь, — с культурой скифов-земледельцев.
Вместе с тем в южных областях славянской культуры П. Н. Третьяков обнаружил следы, принесенные с севера, на основании чего сделал вывод о продви жении славян по Левобережью и Правобережью в Среднее Поднепровье во второй половине I тыс. н. э.
__________________________________ 13 Третьяков П. Н. Северные восточно-славянские племена. – МИА, 1941, №6 |
Аналог такой миграции П. Н. Третьяков обнаруживает на западе - в истории древних германцев. Что касается собственно восточнославянских племен, названных в «Повести временных лет», то П. Н. Третьяков полагал, что это были племенные союзы, многие из которых представляли этнически обособленные группы, связанные своими корнями с эпохой родоплеменных отношений.
Концепция П. Н. Третьякова зависела от теории стадиальности, господствовавшей в ГАИМК—ИИМК в 30-е годы. С другой стороны, работа П. Н. Третьякова, как, впрочем, и другие статьи сборника, свидетельствовала о некотором отходе археологов ИИМК в конце 30-х годов от чисто лингвистической позиции самого Н. Я. Марра. * * * Одна из первых попыток построить на базе разнородных источников целостную концепцию этногенеза и ранних этапов этнической истории восточных славян принадлежит также В. В. Мавродину 14 .
__________________________________ 14 Мавродин В. В. Образование Древнерусского государства. Л., 1945; Древняя Русь. Л., 1946. |
Этногенетическая позиция В. В. Мав родина заключалась в том, что «каждое современное этническое образование является продуктом чрезвычайно сложного процесса схождения и слияния, дробления и распада, перерождений и переселений, скрещений и трансформаций разнообразных этнических, т. е. языковых, расовых и культурных элемен тов ». Проследив начиная с III тыс. до н. э. процесс формирования славянского этноса, В. В. Мавродин приходит к весьма существенному выводу, что этногенез славянства распадается на ряд этапов, отличающихся между собой тем, что каждый последующий этап имел место во времена более высокого развития производительных сил, производственных отношений, быта и культуры, что и определяло более совершенную стадию этнического объединения. В. В. Мавродин, характеризуя главную линию славянской этнокультурной традиции, которую он начинает в среде неолитических племен Европы, на каждом последующем этапе стремится вскрыть процесс «превращения различных племен, родственных друг другу или неродственных, протославянских или ставших сла вянами лишь с течением времени, в славянские ». Говоря о концепции В. В. Мавродина 30—40-х годов, следует отметить, что в его работах середины 40-х годов уже ощущается отход от яфетического учения Н. Я. Марра.
Многие положения этногенетической позиции В. В. Мавродина близки к домарровским концепциям дореволюционной русской исторической школы.
Соединение с ними новейших археологических данных, представленных в трактовке М. И. Артамонова и П. Н. Третьякова, находившихся под сильным влиянием марров ского «учения», придавало в целом стройной концепции В. В. Мав родина некоторую эклектичность. * * * Разработка этногенетической позиции П. Н. Третьякова продолжалась в течение 40-х годов. Ее раскрытию была посвящена вышедшая в 1948 г. научно-популярная книга П. Н. Третьякова «Восточнославянские племена» 15 .
__________________________________ 15 Третьяков П. Н. “Восточнославянские племена” М., 1948; |
Предков восточных славян П. Н. Третьяков был склонен искать среди неко торых племен Скифии (скифы-пахари, скифы-земледельцы, невры, меланхлены и др.). Непосредственными потомками их явились создатели культуры полей погребений, в славянской принадлежности которой он тогда не сомневался и которая, по его мнению, непосредственно смыкалась со средневековым славянством. Зару бинецкая и черняховская культуры являлись двумя этапами развития культуры славян, причем с III по VII в. н. э. шел процесс классового расслоения и возникали «первые побеги славянской государственности» склавинов и антов. П. Н. Третьяков отрицает расселение восточных славян на север и указывает на об ратный процесс — продвижение с севера на юг. В период Балканских войн восточные славяне — анты засе лили восточную часть Балканского полуострова. П. Н. Третьяков считает, что росы «в это время оставались в тени», пребывая на Днепре и к востоку от него. Они составляли вторую волну «вступающего в политическую историю восточного славянства», после антов. П. Н. Третьяков полагает, что восточные славяне «Повести временных лет» являлись обширными племенными объединениями, конфедерациями племен, «примитивными народностями или народцами ». В основу периодизации этногенеза славян П. Н. Третьяков, ставит принцип социально-экономической обусловленности этно гонического процесса, что соответствует материалистическому по ниманию исторического процесса в целом. Книга П. Н. Треть якова «Восточнославянские племена» содержала целостную концепцию славянского этногенеза. * * *
Каждая новая редакция книги дополнялась новыми фактами, почерпнутыми из археологического арсенала.
Этногенетическая позиция Б. Д. Грекова была в основе своей ярко автохтонистской. В ней наиболее полно проявился синтез трех направлений в исследовании восточнославянского этноге неза — направления, ведшего свое происхождение от старой рус ской антинорманистской школы Д. И. Иловайского - И. Е. Забелина, направления, основанного на археологическом материале Среднего Поднепровья, восходящего к работам В. В. Хвойки, и направления, возникшего на основании «яфетической» теории Н. Я. Марра. Общей платформой для всех трех направлений явля лось признание автохтонности славян в Восточной Европе в мак симально широких формах начиная с неолита.
Касаясь проблемы восточнославянского этногенеза и ранних этапов этнической истории восточных славян, Б. Д. Греков на первый план постоянно выдвигает вопрос о культурной, а не чисто этнической преемственности. Он стремится подчеркнуть столь важную для раскрытия общей цели его исследования мысль о том, «что вся предшествующая Древнерусскому государству об щественная и политическая жизнь народов юга нашей страны связана с последующими событиями, развернувшимися на той же территории ».
__________________________________ 16 Б. Д. Греков “Киевская Русь” М., 1953; |
Корень «рос» и «рус» в топонимике Прикарпатья и Закарпатья говорит несомненно о Руси южной. Спор идет лишь о том, с какого времени появился этот корень в топонимике Прикарпатской и Закарпатской территорий. Можно нисколько не сомневаться, что IX в. застает уже название народа «русь» на юге и юго-востоке нашей страны существующим без всякого участия варягов.
Очевидно, эту южную Рос имел ввиду и константинопольский патриарх Фотий как в своих проповедях 860 г., так и в своем «Окружном послании» 866 г., когда говорил о нашествии этого народа на Византию. Он называет этот народ то «Рос», то скифами. «Рос» или скифы рисуются Фотием большим, всем известным народом, за последнее время усилившимся благодаря завоеванию соседних народов ». * * * Представления Б. Д. Грекова о процессе восточнославянского этногенеза были близки взглядам Б. А. Рыбакова, ранние работы которого в значительной степени способствовали окончательному оформлению этногенетической позиции Б. Д. Гре кова. Уже в своей первой крупной работе, посвященной вопросу истории племени радимичей, Б. А. Рыбаков выступил против миграционистских концепций А. А. Шахматова. Он переносит центр тяжести в этногенетиче ском исследовании с летописного материала на археологический.
Причину распадения этого единства Б. А. Рыбаков видит в развитии эко номических и социальных отношений, которые привели к началу формирования обособленных племен. Здесь же Б. А. Рыбаков вы сказывает мысль о том, что период существования единого этни ческого массива, включавшего будущие летописные племена, сов падает с периодом распространения археологических памятников, отнесенных А. А. Спицыным ко времени антов 17 . В серии последующих работ Б. А. Рыбаков развивает многие из этих положений. Метод картографирования, широко примененный Б. А. Рыбаковым при исследовании этногенетической проблемы, привел его к заключению, что «почти во все исторические эпохи в пределах исторических границ вос точного славянства постоянно выделяется один и тот же район в качестве устойчивого географического целого », и таким районом является Среднее Приднепровье 17 .
------------------------------------------------------------------------------------------- 17 Рыбаков Б. А. Поляне и северяне. – СЭ, 1947, № 6-7, с. 98 |
Этническое сближение южной антской ветви восточного славянства с северной (словено-кривичской) и средней (венетской) привело, по его мнению, к сложению восточнославянской народности.
__________________________________ 18 Удальцов А. Д. Основные вопросы этногенеза славян. – СЭ, 1946, с. 5-7 |
__________________________________ 19 Державин Н. С. 1) Об этногенезе древних народов Днепровско-Дунайского бассейна. – ВДИ, 1939, I ; 2) Славяне в древности. М.-Л., 1945; 3) Происхождение русского народа. М., 1944; |
Наряду с изуче нием древнерусской культуры киевского периода большое внима ние в эти годы было уделено изучению двух культурно-хронолог ических комплексов — зарубинецкой и черняховской культур, ко торые, по представлениям большинства исследователей тех лет, должны были дать характеристику раннего этапа формирования восточнославянской этнической общности.
Поиски новых археоло гических источников, их исследование и первая научная интерпретация составили содержание нового периода в исследовании проблемы восточнославянского этногенеза, начавшегося на рубеже 40—50-х годов.
Вместе с тем по мере изучения поднепровских культур скифского времени и памятников зарубинецкой культуры все меньше оказывалось сторонников их генетической взаимосвязи. В 50-е годы работа Б. А. Рыбакова, направленная на изучение долетописного периода истории восточных славян, интенсивно продолжалась. Итог этим исследованиям был подведен в напи санном Б. А. Рыбаковым для «Очерков истории СССР (III — IX вв.)» разделе «Предпосылки образования Древнерусского го сударства ». На новом этапе работы над проблемой ранней этнической истории восточных славян Б. А. Рыбаков широко включает в ис следование критический анализ и реконструкции летописных тек стов, восточных источников, анализ топонимики, этнонимики и ономастики. В центре его внимания теперь ядро антского союза — племя русь.
Открытие восточнославянского племени русов, вос создание его политической и социальной истории и составляет со держание нового этапа этногенетическнх исследований Б. А. Ры бакова. Б. А. Рыбаков полагает, что племя русь возглавило среднеднепровский союз славянских племен и дало этому союзу свое имя, которое постепенно по мере расширения гегемонии русов распространялось на остальные славянские группы Восточ ной Европы.
Попытка продолжить эту традицию была предпринята за рубежом русским учёным-эмигрантом Г.В. Вернадским 20 . Будучи глубоко убеждённым, что «исторические корни русского народа уходят в глубокое прошлое», что процесс консолидации русских племён начался ещё в скифский период, он в то же время не смог освободиться от пут норманнской теории.
--------------------------------------------------------------- 20 Вернадский Г. В. Древняя Русь, 1962 |
Следовательно, неоспоримым является то, что в IX и X вв. название «русь» употреблялось по отношению к скандинавам. Под «русью» составитель «Повести временных лет» подразумевал датчан. Как владыка Ютландии, Рюрик, конечно, мог считаться датчанином, и в его свите, должно быть, было много датчан. Но в Ютландии нет такого района, который был бы известен как Русь. …Название «Русь» в его первоначальном значении, относящемся к южным русам, было достаточно хорошо знакомо в Новгороде ко времени появления Рюрика, и теперь его стали, видимо, употреблять вместо длинного «Рустинген» - первоначального лена Рюрика. В «Повести временных лет» (Ипатьевский список) есть очевидное противоречие, касательно руси. Это та русь, которая склоняет другие племена к тому, чтобы пригласить варягов, и, с другой стороны, это – варяжское племя русь, которое отозвалось на призыв.
Загадку можно разрешить, если допустить существование двух русей: старая шведская русь Русского каганата и новая фрисландская русь Рюрика.
Важнейшими из них, с точки зрения сла вянской этнической истории, следует признать открытие славянских памятников VI — VII вв., к которым типологически восходят подлинно славянские памятники киевского периода.
Вторым важнейшим достижением нового периода было отчетливо проявившееся стремление археологии и лингвистики к новому сближению, которое наметилось после выхода в свет монографий Ф. П. Филина 21 , В. Н. Топорова и О. Н. Трубачева 22 и Б. В. Гор нунга. * * * Дальнейшее развитие концепции П. И. Третьякова нашло отражение в наиболее концентрированной форме в монографиях «Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге» и «У истоков древнерусской народности 23 ». За период, прошедший с начала 50-х годов, взгляды П. Н. Третьякова претерпели заметную эволюцию, отражающую те изменения, которые за этот срок произошли в це лом в отрасли славистики, изучающей ранние этапы этнической истории. Новый этап ознаменовался увеличением и качественным изменением археологического материала, совершенствованием ме тодики исследования, возвращением к широкому использованию данных лингвистики. Все это означало начало этапа комплекс ного решения проблемы и в определенной мере свидетельствовало об утрате веры во всемогущество археологического метода.
__________________________________ 21 Филин Ф. П. Образование языка восточных славян. М.-Л., 1962; 22 Топоров В. Н. И Трубачев О. Н. Лингвистический анализ гидронимов Верхнего Поднепровья. М., 1962; 23 Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. М. – Л., 1966; |
Территория древнейшего славянского языкового единства (I тыс. н. э.) очерчивается им теперь на основании лингвистических материалов в виде широкой полосы, идущей от Среднего Днепра по Северному Прикарпатью через бассейн Верхней Вислы до верховьев Одера. П. Н. Третьяков отказался от признания чер няховской культуры славянской.
Древнейшей археологической культурой, представлявшей ранних славян на территории Восточ ной Европы, он считает только зарубинецкую культуру.
Зарубинецкие племена вначале (II в. до н. э.) продвигались от Верхнего Днестра и Среднего Днепра на север и северо-восток, в Заднепровье, на Двину и Сож, а затем, после гибели черняховской культуры, разгромленной гуннами, начали движение на юг, в об ласть Южного Буга, Нижнего Дуная и в районы Днепровского лесостепного левобережья. Их культура и является культурой антов, представленной памятниками типа Корчак—Пеньковка.
Археологические материалы третьей четверти I тыс. н. э., по мнению П. Н. Третьякова, свидетельствуют не только о проник новении ранних славян на юг, но также и о продвижении отдель ных славянских групп в области, заселенные их северо-западными и восточными соседями: балтами и финно-утрами, которые по мере притока славянского населения подвергались ассими ляции. П. Н. Третьяков особое внимание уделяет доказательству положения о том, что на всех доступных современному исследо ванию этапах формирования древнерусской народности шел ак тивный процесс ассимиляции славянами неславянских этниче ских групп в Восточной Европе. Ядром древнерусской народ ности П. Н. Третьяков считает продвинувшиеся в Среднее П однепровье из южных областей позднезарубинецкой культуры «группировки» полян, северян и уличёй, которые образовали союз, охвативший территорию, названную впоследствии Русской землей. Кто были древние русы, этот вопрос П. Н. Третьяков считает открытым.
Постепенно возникло представление о том, что черняховская культура покрывает разноэтничный мас сив, состоящий в основном из племенных групп, не имеющих генетической связи с культурой средневекового славянства.
Вместе с тем следует отметить, что в течение 60-х годов на пози циях славянства черняховской культуры оставался Б. А. Рыба ков.
Славянство черняховской культуры и ее непосредственную генетическую связь с культурой славянских памятников VI— VII вв. продолжали активно отстаивать Э. А. Сымонович, Е. В. Махно, В. Д. Баран, А. Т. Смиленко и ряд других авторов. * * *
__________________________________ 24 Тиханова М. А. О локальных вариантах черняховской культуры. – СА, 1957, №4. |
Славянская принадлежность восточноевропейских памятников типа Корчак ни у кого не вызывает сомнений, поскольку эти памятники истори чески и типологически смыкаются с подлинно славянской древне русской культурой IX — X вв.
Типологическая близость памятни ков типа Корчак на огромной территории, охватывающей Балканы, Центральную и Восточную Европу, естественно, опять поставила перед исследователями вопрос: где находилась та область, кото рая была местом формирования столь однородной и мощной культуры? Единство культуры (хотя оно признано и не всеми археологами) вновь возвратило науку к проблеме общей славян ской прародины. * * * Накопление новых археологических источников и дискуссии по вопросу об их интерпретации, проходившие во второй половине 50-х—первой половине 60-х годов, подготовили почву для новых обобщений.
Наметились три формы отношения к новому положению вещей и три направления в решении проблем ранней этнической истории восточного славянства. Ряд исследователей попытались сохранить старые, ставшие традиционными взгляды и оценки, используя для этого новые данные и новое соотношение отдельных групп материала. Они сохранили в неприкосновенности убежденность в том, что носителями черняховской куль туры были славяне-анты, поступательное этносоциальное развитие которых в Среднем Поднепровье привело в итоге к возникновению Древнерусского государства с центром в Киеве.
Исследователей этого направления представляет, в частности, монография В. П. Петрова 25 , в которой, синтезируя многообразные письменные, лингвистические и археологические данные, автор стремился на современном научном уровне воскресить автохтонистскую кон цепцию В. В. Хвойки.
__________________________________ 25 Петров В. П. Этногенез славян. Киев, 1972; |
Обобщения этого рода представляют названные выше книги П. Н. Третьякова.
Наконец, третья группа произвела коренную ревизию взглядов, господствовавших в науке до середины 50-х годов, и, отказавшись от всех выводов, которые не соответствовали современному уровню информации, и всех гипотез, не подкрепленных доброкачественным фактическим материалом, наметила новую схему ранних этапов восточнославянской этнической истории. К обобщениям такого рода принадлежали исследования М. И. Ар тамонова и И. И. Ляпушюша. По этому же пути пошел и В. В. Мавродин, построивший свои новые работы, посвященные так называемому вопросу «происхождения славян», главным образом на материалах лингвистики (язык, топонимика, лингвогеография).
__________________________________ 26 Ляпушкин И. И. Славяне Восточной Европы, М., 1968. |
Исходной позицией всей этногенетической концепции И. И. Ляпушкина стало признание восточных славян «ветвью одной большой семьи славянских наро дов, связанной общностью происхождения и языка». Попытку рассматривать восточных славян как особую этническую группу, определившуюся задолго до образования Древнерусского государства, И. И. Ляпушкин считает ошибочной.
Выделение восточных славян из общеславянской общности он вслед за лингвистами относит только к концу I тыс. н. э., когда, по его мнению, нача лось сложение древнерусской (восточнославянской) народности. В отношении историй формирования древнейшей славянской этни ческой общности И. И. Ляпушкин оказался на еще более пессимистических позициях, чем М. И. Артамонов. «Почти нечего сказать о формировании славянской этнической группы в целом, — писал он, — неясной остается территория, на которой протекала их древнейшая история ». Процесс славянского расселения И. И. Ля пушкин предпочитает реконструировать на основе письменных источников . При этом он возвращается к летописному сообщению о заселении Поднепровья славянскими переселенцами, вышед шими из Подунавья.
Подлинно славянскими И. И. Ляпушкин считал памятники типа Корчак и полагал, что они заполнили необитаемые с конца IV в. территории к югу от Припяти и далее на запад до Карпат и Дуная.
Колонизация Восточной Европы, шедшая с юго-запада, сочеталась, как полагал И. И. Ляпушкин, с колонизационной волной, шедшей с запада (радимичи и вятичи). Этническая консолидация славянских племен на террито рии Восточной Европы, образование восточнославянской ветви славянского этнического массива происходит в VIII — первой половине IX в., в период вызревания древнерусской государст венности. К этому периоду на всей территории Восточной Европы складывается выявляемая археологией культурно-этническая общ ность, представленная памятниками типа роменско-боршевских.
Оказавшись на территории Восточной Европы, славяне попали в разноэтническую среду, «и их общественная жизнь, как это можно заключить по данным письменных и археологических ис точников, тесно переплеталась с жизнью окружающих их наро дов ».
Интерес русского народа к этой проблеме не только не ослаб, но, наоборот, усилился. Это привело к появлению большого количества публикаций, авторам которых явно изменяет чувство меры и научного такта.
Например, в книге двух петербургских докторов наук и академиков В. М. Кандыбы и П. М. Золина 27 можно найти очень оригинальную версию происхождения русского народа: «Орий – Первый богочеловек, исшедший из своих родителей – Отца Ура и Матери Жизни, был существом тонкой Формы и не имеющим плотного тела, поэтому Он мог и летать. От Ория – произошла Первая Раса тонкотелых людей – орусов, которая расселилась по всему Праконтиненту – Ориане, прямо под Полярной Звездой. И это было 18 миллионов лет до новой эры.
Первые тонкотелые люди – орусы могли жить в любых условиях, и своей внешностью во время полетов напоминали летающих змей.
Спустя миллионы лет они сумели соединиться с появившимися в Ориане архантропами и превратились в полнотелых людей, образовав Народ Русов.
Поэтому мы себя называем Дважды рожденными, так как произошли прямо от Небесных Созданий и от своего Первопредка – Ория, Сына Небесного Ура. Став Дважды рожденными, Русы обрели Самосознание и Разум, но это привело к познанию Добра и Зла, к умению Жить и Умирать, и произошло это ровно 10 миллионов лет тому назад. Во время Первых Русов жили огромные хищные животные, которые нападали на людей, и поэтому русы учились защищаться и выживать в трудных и опасных условиях.
Первые русы имели Огромный рост. Орий стал Первым Правителем всех Русов, а имя свое получил от созвездия Орион, откуда Он прибыл и принес с собой Дар Ориона, Священный Камень – Сокровище Мира, дар звезды Тисхиу (Сириус).
__________________________________ 27 Кандыба В. М., Золин П. М. Реальная история России: традиции обороны геополитики, истоки духовности. Сп-б., 1997 |
Первая столица русов – Священный город Арка был построен в центре Оратты – небольшой горной местности с сухим и жарким климатом, а вся земля вокруг Арки стала называться Арктидой и занимала она огромный равнинный континент – Урусь (Орусь), который все еще продолжал омываться со всех сторон Мировым Океаном.
Ориана несла на себе три огромные и длинные горные цепи.
Арктида на севере восточной горной цепи.
Других людей на Земле пока все еще не было. С вершины Священной Сумеры стекли вниз четыре реки, которые разделяли Оратту на четыре острова и впадали в Океан.
Названия этих рек – Урусь, Ориана, Инд и Ра-река ». * * * Интересно также обратить внимание на две статьи, напечатанные в журнале «Свет.
Человек и природа» в 1996 году.
Первая из статей – «Расейская цивилизация», написана коллективом авторов – Блесткиным, Хлестковым и Трушкиным.
Основная мысль статьи заключается в том, что «глубинно-первоначальное имя нашей родины – Расея». В подтверждение этого заявления приводится аргумент, что древним названием русской реки Волги является Ра. Из-за того, что в русском языке активно присутствует корень-слог Ра (правда, радуга, разум, рассудок, страна, вера и др.), а Ра в Египте, как известно, бог Солнца, авторы предполагают, что именно расейская працивилизация повлияла на египетскую, а не наоборот, утверждая тем самым, что историю праславян можно отсчитывать с очень древнего времени.
Приводя различные лингвистические примеры, авторы говорят о родстве всех древних языков с русским.
Например – НИЛ – Н(а)- ИЛ(е) – «стоит на иле», Ефрат – Е-СПРАТ, т. е. «он спрятан», и т. д. «Родство уходит корнями вглубь тысячелетий до Р. Х. к працивилизации, возникшей в окресности Северного полюса, в третичный период кайнозойской эры порядка миллиона лет назад».
Говорили они практически по-русски. * * * Автор второй статьи - «Русы, русские, россияне» - Р. В. Корень, этимологию слова Россия объясняет так: «рос означает рост, увеличение, сия – сияние, свет, светлость, то есть Россия есть сила, увеличивающая святость.
Именно поэтому Россия является единственной страной, носящей эпитет «святая» – Святая Русь». * * * В 90-е годы продолжалось скрупулёзное изучение проблемы серьёзными, известными учёными. Так, ценный вклад в разработку целого ряда вопросов, связанных с древнейшей русской историей, внёс А.Г. Кузьмин.
Признавая, что «тема начала славянства и Руси практически неисчерпаема, и знания наши в этой области всё ещё весьма ограничены», он в своих исследованиях и публикациях по-новому высвечивает некоторые стороны этой проблемы, заостряет внимание на некоторых важных, но нерешённых вопросах. * * * Выявлению общих и сходных черт в языке и культуре древнейших предков славян, в том числе и русского народа, и предков древнеарийских племён посвящены статьи и книга «Русские сквозь тысячелетия» хорошо известного в России и за рубежом учёного-индонолога Н.Р. Гусевой.
Особое внимание автор уделяет поискам «исходных земель и зон расхождения древнейших предков двух групп этносов - арьев (ариев) и славян, причём в тот период, когда они уже существовали как группы племён, каждая из которых была обобщена своим языком или близкородственными диалектами, своей бытовой культурой и веропредставлениями». * * *
__________________________________ 28 Акашев Ю.Д. Историко-этнические корни русского народа, М., “Социум”, 2000 г. |
Монография Ю. Д. Акашева представляет бесспорный интерес для читателя, интересующегося вопросом происхождения Руси, русского народа и является в некотором роде новым шагом в разрешении данной проблемы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог работе, следует еще раз подчеркнуть важность и актуальность проблемы происхождения русского народа, проблемы очень емкой и многогранной, включающей в себя множество аспектов. Как и всякая другая научная проблема, она предполагает различные подходы к ее решению и освещению, разные варианты, разные концепции. Для науки не может быть приемлем только застой, консервация гипотез, которые, так и не получив статуса теории, тем не менее имеют тенденцию превратиться в истины последней инстанции. В настоящее время у большинства ученых нет сомнений в том, что русский народ, вместе с другими славянскими народами, принадлежит к древнейшей в мире индоевропейской языковой семье, к которой также принадлежат современные индоарийские, иранские, балтийские, германские, кельтские, романские, италийские и другие языки. За более чем 150 лет, прошедшие с тех пор, как было установлено родство между индоевропейскими языками, а особенно за минувший, XX в., было рождено множество самых различных гипотез относительно связи праславян и индоевропейцев, относительно определения территории и хронологических рамок славянской прародины, анализу этих гипотез и была посвящена данная работа.
Каждому периоду истории XX в. были свойственны определенные идеи, схемы мышления. Так, в 20-е годы историческая наука испытывала сильное влияние идей XIX в. Это отразилось на работах А. А. Шахматова. В 30-40-е гг. историческая наука, как, собственно, и все в то время, приняла программу коммунистической партии.
Множество ученых того периода, заинтересованные в решении вопроса о происхождении русского народа, не могли начать работу только из-за того, что ни Ленин, ни Маркс в своих сочинениях не говорили об актуальности данного вопроса. Этот факт тормозил развитие вопроса об этногенезе славян в отечественной науке. К тому же в этот период была плохо развита такая важная отрасль исторической науки, как археология. В послевоенные годы умы русских ученых были заняты борьбой с фашистскими антинаучными постулатами о превосходстве «арийцев» над всеми остальными нациями, в том числе русскими. В 50-х гг., помимо оттепели, благотворно повлиявшей и на историческую науку, получила сильное развитие археология, давшая множество материала для разрешения вопроса этногенеза Руси.
Начиная с 50-х, и заканчивая, пожалуй, 80-ми годами, «лидирующее» место в решении этого вопроса занял Б. А. Рыбаков со своей концепцией разделения славянских земель в узком и широком смыслах. В 90-х гг., в пост-перестроечное время, возникло множество разнообразных, «сенсационных» идей происхождения русского народа, после ознакомления с которыми создается ощущение, что автор не очень удачно пошутил. Тем не менее, вопрос о происхождении русского народа, несмотря на обилие интересных и правдоподобных версий его происхождения, нельзя считать решенным - слишком многое остается неясным и спорным.
Думается, что спустя какое-то время в отечественной литературе появятся новые, не менее интересные гипотезы, которые будут основываться на новые, пока неизвестные материалы – будь то результаты работы археологов или новые открытые письменные источники. ЛИТЕРАТУРА 1. Шахматов А. А. «Древнейшие судьбы русского племени» , Прг., 1919; 2. Марр Н. Я. «Избранные работы», т. V , М.-Л., 1935; 3. Брим В. А. «Происхождение термина “ русь ” », - В кн.: «Россия и Запад». I . Пгр., 1923; 4. Быковский С. Н. «Яфетический предок восточных славян – киммерийцы» - ИГАИМК, 1931, т. VIII , вып. 8-10; 5. Соболевский А. И. «Русско-скифские этюды» – ИОРЯС за 1921 г. 6. Готье Ю. В. «Очерки по истории материальной культуры Восточной Европы до основания первого русского государства», Л., 1925; 7. Хвойка В. В. «Древние обитатели Среднего Приднепровья и их культура с доисторических времен» , Киев,1913; 8. Юшков С. В. «К вопросу о происхождении Русского государства», Уч. Зап. Моск. Юр. Ин-та НКЮ СССР; 9. Тиханова М. А. «Культура западных областей Украины в первые века нашей эры», - МИА, 1941, №6; 10. Тиханова М. А. «О локальных вариантах черняховской культуры», СА, 1957, № 4; 11. Третьяков П. Н. «Северо-восточные славянские племена», - МИА, 1941, № 6; 12. Третьяков П. Н. «Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге» , М.-Л., 1966; 13. Мавродин В . В. «Образование Древнерусского государства», Л., 1945; 14. Мавродин В. В. «Древняя Русь» , Л., 1946; 15. Рыбаков Б. А. «Поляне и северяне», - СЭ, 1947, № 6-7; 16. Рыбаков Б . А. «Киевская Русь и другие княжества XII – XIII вв.» , М., 1982; 17. Удальцов А . Д. «Основные вопросы этногенеза славян», - СЭ, 1946; 18. Вернадский Г . В. «Древняя Русь», 1962; 19. Ляпушкин И. И. «Славяне Восточной Европы», М., 1968; 20. Кандыба В. М., Золин П. М. «Реальная история России: традиции обороны геополитики, истоки духовности», Сп-б., 1997; 21. Греков Б. Д. «Киевская Русь», М., 1953; 22. Акашев Ю. Д. «Историко-этнические корни русского народа», М., «Социум», 2000; 23. Блесткин, Хлестков, Трушкин «Расейская цивилизация», в журн.: «Свет.
Человек и природа», № 8, 1996; 24. Корень Р. В. «Русы, русские, россияне», в журн.: «Свет.
оценка стоимости гостиницы в Курске