Diplom-177.ru
Налоги: их сущность, виды и функции

Налоги: их сущность, виды и функции

Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать что оно было основано исключительно на добровольных началах.

Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором. По мере развития государства налоговая система стремительно развивалась, и уже в 70- 80-е годы XX века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция исходя щ а я из того, что налоговые поступления являются продуктом двух осн о вных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к росту государственных доходов только до какого - то придела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального произв о дства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета. Во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века ведущие страны мира, такие, как США, В еликобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция и некоторые другие/ провели налоговые реформы, направленные на ускорение и накопление капитала и стимулирование деловой активности. В этих целях снижена ст а вка налога на прибыль корпораций.

Например в США ставка корпорационного налога уменьшена с 46 до 34% ; в Великобритании -с 45 до 35%; во Франции - в 1986 году с 50 до 45% , а в 1991 году - до 4 2 %; в Японии - в 1989 году с 42 до 40 % , а в 1990 году - до 37, 5%. В 1994 году началось поспешное проведение налоговой реформы в Дании.

Начало девяностых годов явилось также периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями. 2. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ. - Фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели. - Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных. - Регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой. - Распред е лительная и перераспред е лительная - При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход.

Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные. - Социальная функция - за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц. - Контрольная - при помощи налогов осуществляется конт ро ль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли.

Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб.

Регулирующую и стимулирующую функции называют экономической функцией. Такое разграничение функций налогов носит целевой характер, так как все функции переплетаются и осуществляются одновременно.

Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемыми законодательными органами власти.

Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения. [2] 3. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. - Справедливости - Все субъекты должны ставиться в равные условия. - разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогообл агаемой базой, чем один - два вида поступлений с высокими ставками изъятия; - универсализация налогообл о жения, обеспечивающая, во - первых, одинаковые для всех плательщиков требования к э ф фектив н ости хозяйственной деятельности, не зависящие от видов собственности, организационно - правовых форм хозяйств о вания и так далее, а, во - вторых, одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйственной деятельности, отрасли экономики; - однократность обложения, состоящая в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период; - научный подход к определению конкретной величины ставки налога, состоящей в обосновании той доли изъятия, которая позволит субъекту налога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие.

Научный подход исключает как механический перенос на нашу страну ставок налогообложения, используемых в других странах, так и сугубо фискальный подход к их установлению - дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов, которая тем не менее не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противореч ащую основам рыночного хозяйствования ; - стабильность ( устойчивость ) ставок налогообложения, действующих в течении довольно длительного периода и простота исчисления платежа; - использование системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятель н ость и одновременно реализующих принцип социальной справедливости, в том числе гарантируемый гражданам прожиточный минимум.

Льготы не должны устанавливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех; - четкое разделение налогов по уровням государственного управления: федеральные ( центральные ), республиканские ( включая налоги краев, областей, автономных образований ) и местные. - 4.ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ. В результате реформы налоговая система России строится на сочетании прямых и косвенных налогов.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, косвенные - включаются в виде надбавки на цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящем налог непосредственно в казну; при косвенном - субъектом налога становится пр о давец товара ( услуги ), выступающий посредником между государством и плательщиком ( потребителем товара или услуги ). Прямые налоги в свою очередь разделяются на реальные, уплачиваемые с отдельных видов имущества, и личные, взимаемые с юридических и физических лиц у источника дохода или по декларации; при этом одни из прямых налогов уплачиваются только юридическими лицами, другие - только ф изическими, а третьи - теми и другими.

Косвенные налоги по характеру тоже не однородны; в их состава выделяются акцизы, причем они мо гут быть индивидуальными ( по отдельным видам и группам товаров ) и универсальными, фискальные монополии и таможенные пошлины.

Косвенные налоги отличаются пр о стотой взимания; их применение дает фискальный эффект даже в условиях падения производства.

Использование в единой системе разнообразных по объектам обложения и методам исчисления прямых и косвенных налогов позволяют государству полнее реализовать на практике все функции налогов: под налоговым воздействием оказывается и имущест во предприятий, создающее материально - техническую основу их деятельности, и потребляемые в производстве разные виды ресурсов, и рабочая сила, и получаемый доход.

Налоговая система имеет следующий вид. 2 5.ВИДЫ НАЛОГОВ. Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на прибыль предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного хозяйствования роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для создания з аинтересованности предприятий в повышении эффективности производства улучшении его материально - технической оснащенности. К сожалению система исчисления налога ориентирована в основном на фискальный эффект . Банки и другие кредитные учреждени я , осуществляющие свою деятель н ость на коммерческих началах, уплачивают в бюджет подоходный налог.

Система подоходного обложения распространятся также на страховые организации, получающие доходы от страховых видов деятельности.

Наличие разных форм собственности, экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия.

Поэтому налог на имущество предприятий - неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на террито р ии государства. При его взимании реализуются и фискальная, и экономическая функции налога.

Первая - благ о даря тому, что налог на имущество обеспечив а ет стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции; вторая - через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождается от излишнего, неиспользуемого имущества.

Важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природные ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и другие. Одни из них вносятся из прибыли, другие - за счет себестоимости. Значение названных платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую функцию, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов.

Необходимость в подобном стимулировании вызвана возросшими масштабами об щественного производства, требующими вовлечения в хозяйственный оборот все новых и новых ресурсов. Между тем последние далеко не безграничны и в силу относительного уменьшения становятся все дороже. Одним из са м ых ценных природных богатств является земля.

Однако эффективность её использования до 1991 года не бала объектом пристального внимания, так как земля была бесплатной для основных её потреби телей - субъектов хозяйственной деятельности.

Утрата хозяйственных угодий, разбазаривание земельных массивов при строительстве дорог и сооружении промышленных объектов, нерациональные жилищные и адм и нистративные застройки в городах - все это было логическим следствием бесплатности земли.

Начиная с 1992 года за владение, распоряжение и пользование землей в городской и сельской местности уплачивается зе м ельный налог ( за аренду земли - арендная плата ). В составе налогов взимаемых за природные ресурсы, важную роль играет плата за воду. Её вносят промышленные предприятия, использующие воду для производственных целей.

Исчисляется эта плата по ставкам, устанавливаемым за один кубический метр забираемой воды, и относится на себестоимость продукции. При определении ставок учитываются затраты государства на воспроизводство водных ресурсов. Если потребление воды пр е вышает технически установленные нормативы, с т авка платы за воду повышается. В интересах охраны водной среды государство использует также штрафы за сброс неочищенных или недостаточно очищенных вод.

Переход на рыночные условия хозяйствования, более полная реализа ция принципа самоокупаемости произведенных затрат выдвигают задачу введения платы за воду, потребляемую сельскохозяйственными предприятиями.

Бесплатная подача воды является основной причиной серьезных недостатков в использовании водных ресурсов. Для организации более разумного водопотребления целесообразно ввести плату за воду, отпускаемую сельхозпредприятиям из водохозяйственных систем.

Лесной доход имее т цель частично покрыть расходы государства на воспроизводство древ е сины и стимулировать рациональное использование лесных массивов.

Основное место в составе лесного дохода занимает по-пенная плата, взимаемая с лесозаготовителей за вырубаемую ими древесину.

Размер попенной платы дифференцируется в зависимости от территориального нахо ж дения лесосеки, вида и качества древесины, рас с т о яния её вывоза до подъез д ных путей. В механизме взимания платежей за природные ресурсы предусмотрены соответствующие санкции за нарушение производственной (технол о гической ) дисциплины; например, взимаются штрафы за сброс сточных неочищенных вод, за нарушение правил лесопользования и так далее.

Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает подоходный налог.

Переход к рыночной экономике создает предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессив ное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ.

Подоходное обложение физических лиц дополняется взиманием налога на имущество, который в условиях перехода к рынку выполняет не только, фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором , влияющим на поведение плательщика, осознающим себя собственником. На ло г на имущество позволяет мобилизовать в распоряжение государства денежные средства граждан.

Налогом с наследства облагается имущество, переходящее к гражда нам в порядке наследования или дарения. Налог уплачивается в случае, когда граждане принимают в порядке наследования и дарения жилые дома, квартиры, дачи, садовые дома, автомобили, мотоциклы, предметы антиквариата , юв е лирные и з делия и так далее. Налог с имущества переходящего в порядке наследования, исчисляется от стоимости наследственного имущества на день открытия наследства, даже если бы стоимость этого имущества в момент выдачи свидет е льства превышало его оценку на день открытия наследства. Налог с имущества, переходящего в порядке дарения, исчисляется цены в документе, указанной сторонами, участву ю щими в сделке, но не ниже страховой оценки; при отсутствии указанной оценки - со стоимости имущества, определенной по свободной цене.

Наряду с прямыми налогами используются и косвенные, крупнейшим среди которых является налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость - это форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Одновременно с налогом на добавленную стоимость в системе косвенного налогообложения используются также различные акцизы.

Акцизы - это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями - изготовителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета получаемой производителями сверхприбыли. [3] 6. ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА КАК ВИД НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. В систему косвенного обложения включаются и таможенные пошлины.

Таможенные пошлины бывают ввозные и вывозные.

Ввозные таможенные пош л ины выполняют три функции: 1. Протекционистскую - защита национальных производителей от иностранных конкурентов. 2 . Фискальная функция. 3. Обеспечение национальных потребителей товарами которые не про из водятся внутри страны, или производятся в недостаточном количестве. П ошлины бывают следующих видов: - Сезонные - для оперативного регулирования ввоза и вывоза товара. 1 - Специальные - в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию в количествах и на условиях наносящих ущерб оте чественному производству или конкурирующим товарам. - Антидемпинговые пошлины: а) Если ввоз товара осуществляется по цене более низкой, чем их номинальная стоимость в стране ввоза. Ь) Если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественным производителям. с) Если такой ввоз препятствует организации и расширению производства подобных товаров в стране ввоза. - Компенсационные пошлины - в случае ввоза товара при производстве или вывозе которых прямо или косвенно используются субсидии. Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. 7. Налоговая система России. В настоящее время налогоплательщики сетуют, и вполне обоснованно, на нестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ставок, порядка уплаты, налоговых льгот и т. д., что объективно порождает значительные трудности в организации производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определение перспектив, исчисления бюджетных платежей.

Система налогов введенная в 1990 - 1991 годах, была весьма слабо а даптирована к рыночным отношениям, не учитывала новых явлений и тенденций, практически она устарела уже к моменту начала своего функционирования. Дело в том, что в условиях перехода к рынку применялись старые понятия о налогах. Одним из основных остался налог с оборота, который применяется лишь при жестком государственном установлении цен. Уже с появлением договорных цен его начисление и взимание стало весьма сложным. А свободные розничные цены, определяемые спросом и предложением, вообще исключают необходимость налога с оборота. В такой же малой степени приспособлен к рынку налог на прирост средств, направляемых на потребление.

Имевшее место серьезное ограничение роста заработной платы плохо сопоставимо со стремлением развернуть и активизировать предпринимательскую деятельность и просто не це л есообразно при либер ализации цен с их неизбежным высоким первоначаль ным повышением.

Налоговая система 1990 - 1991 годов совсем не учитывала при пере ходе к рыночным отношениям новых объектов налогообложения. Не принималось во внимание, что свобода предпринимательства, появление частной с обственности, приватизация государственных и муниципальных предприя т ий, отмена ограничений на заработную плату и возможность зарабатывать д еньги пр и ведут к значительному увеличению недвижимого и иного иму щ ества во владении отдельных граждан, а затем к его движению путем продажи, обмена, д а рения, наследства.

Являясь самым, пожалуй, мощным регулятором экономики, налоговая с истема России призвана смягчать серьезнейшие диспропорции экономичес к ого развития страны как накопившиеся за долгие предшествующие годы, так и порожденные современной п е рестройкой второй половины 80-х годов. С помощью налогов можно экономически воздействовать на динамику, с труктуру и объемы производства, осуществлять протекционистскую или о граничивающую экономическую политику по отношению к отдельным отраслям и регионам, проводить в жизнь антиинфляционные меры, противодейст во вать монополизму, изымая в бюджет сверхприбыль, возникающую от монопольного роста цен.

Одновременно налоговая система выступает регулятором личных доходов граждан.

Принятый в России новый пакет законов о налогах впитал в себя мировой опыт, что важно для выхода страны из экономической изоляции, отвечает основным требованиям переходного к рыночным отношениям периода, имеет определенную социальную направленность.

Бесспорн о , он не лиш е н серьезных недостатков и просчетов, подвергается серьезной и нередко обоснованной крит и ке со стороны налогоплательщиков и специалистов.

Законом ' Об основах налоговой системы в Российской Федерации ' предусмотрено введение трехуровневой системы налогообложения.

Налоги подразделяются на федеральные, налоги краев, областей и автономных образовании, и местные налоги. 4 Это позволяет обеспечить возможность самостоятельного формирования бюджетов всем уровням управления при распределении некоторых налогов между ними.

Налоговое регулирование осуществляется Министерством финансов, а его инструментом выступают федеральные налоги или некоторые из них.

Налоги в России впервые разделены на три вида.

Федеральные налоги вз имаются на всей территории России. При этом все суммы сборов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации. Все республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей равными долями зачисляются в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие. Из местных налогов ( а их всего 23 ) общеобязательны только три - налог на имущество физических лиц, земельный налог, а также регистра ционные сборы с физических лиц, занимающихся предпринимательской дея т ельностью.

Остальные двадцать устанавливаются ( или не устанавливают с я ) по решению местных органов управления. По большинству местных налогов предельная ставка ограничена законодательством Российской Федерации. В условиях спада производства, продолжающейся инфляции и ограниченности ресурсов исключительно важное значение имеет принятие в налоговом законодательстве мер по стимулированию инвестиционн о й деятельности.

Освобождена от налогообложения прибыль всех предприятий и организаций, направляемая на инвестиции, включая развитие собственной про изводственной и непроизводственной базы при условии полного использования сумм начисленного износа ( амортизации ). Для сдерживания роста цен на продукцию детского питания не будет облагаться налогом прибыль, полученная предприятием от производства продуктов детского питания. В целях стимулирования развития и совершенствования образовательного процесса установлены дополнительные льготы по налогу на прибыль для образовательных учреждений, получивших лицензии в установленном порядке.

Льготы по этому налогу введены для предприятий, направляющих прибыль на другие социально - культурные нужды.

Налоговая реформа охватывает и налоги с физических лиц.

Принципиальные изменения претерпел порядок взимания подоходного налога. Объектом налогообложения теперь является не месячный заработок, а сов о купный годовой доход, что отвечает мировой практике. Кроме денежных поступлений в понятие совокупного годового дохода входят доходы, полученные в натуральной форме, оплачиваемые предприятиями услуги работнику, дивиденды по акциям.

Существенно изменена прогрессия шкалы подоходного налога. Новым является то обстоятельство, что от уплаты налога никто не освобождается, хотя многим категориям граждан предоставлены значительные льготы.

Знание налогового законодательства перестало быть уделом узкого круга специалистов и становится обязательным для каждого гражданина России. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Гукасьян Г. И. Экономическая теория.

оценка стоимости транспортных средств в Орле
оценка самолета в Брянске
оценка изобретений в Смоленске