Diplom-177.ru
Государственная политика занятости в России

Государственная политика занятости в России

Неотъемлемой чертой рыночной экономики я вл я етс я безработица - временна я не зан я тость экономически активного населени я . Причины данного я влени я разнообразны: 1. Структурные сдвиги в экономике, выражающиес я в том, что внедрение новых технологий, оборудовани я приводит к сокращению излишней рабочей силы; 2. Экономический спад или депресси я , которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых; 3. Политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу; 4. Сезонные изменени я в уровне производства в отдельных отрасл я х экономики; 5. Изменени я в демографической структуре населени я , в частности рост численности населени я в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает веро я тность безработицы. Исход я из причин безработицы, можно сформулировать её основные формы.

Фрикционна я безработица - св я зана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую. причина этой формы безработицы в том, что и люди, и рабочие места неоднородны, и поэтому требуетс я определённое врем я дл я 'взаимного поиска'. Структурна я безработица - св я зана с изменением в технологи я х, а также с тем, что рынок товаров и услуг посто я нно измен я етс я : по я вл я ютс я новые товары, которые вытесн я ют старые, не пользующиес я спросом. В этой св я зи предпри я ти я пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала.

Сезонна я безработица - св я зана с неодинаковыми объёмами производства, выполн я емыми некоторыми отрасл я ми в различные периоды времени, то есть в одни мес я цы спрос на рабочую силу в этих отрасл я х растёт, в другие - уменьшаетс я . К отрасл я м, дл я которых характерны сезонные колебани я объёмов производства относ я тс я прежде всего сельское хоз я йство и строительство.

Циклическа я безработица - св я зана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отрасл я х, где эти товары производ я тс я . Скрыта я безработица, котора я характерна дл я отечественной экономики. Суть её в том, что в услови я х неполного использовани я ресурсов предпри я ти я , вызванного экономическим кризисом, предпри я ти я не увольн я ют работников, а перевод я т на сокращённый режим рабочего времени (неполна я рабоча я недел я или рабочий день), либо отправл я ют в вынужденные неоплачиваемые отпуска.

Формально таких работников нельз я признать безработными, однако фактически они я вл я ютс я таковыми. 3. Определение полной зан я тости. Полна я зан я тость не означает абсолютного отсутстви я безработицы.

Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной : следовательно, «полна я зан я тость» определ я етс я как зан я тость, составл я юща я менее 100 % рабочей силы.

Точнее говор я , уровень безработицы при полной зан я тости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы.

Другими словами, уровень безработицы при полной зан я тости достигаетс я в том случае, когда циклическа я безработица равна нулю.

Уровень безработицы при полной зан я тости называетс я также естественным уровнем безработицы.

Полный, или естественный, уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест.

Естестве уровень безработицы представл я ет собой в какой-то степени положительное я вление. Ведь «фрикционным» безработным нужно врем я , чтобы найти соответствующие вакантные места. «Структурным» безработным тоже нужно врем я , чтобы приобрести квалификацию или переехать в другое место, когда это необходимо дл я получени я работы. Если число ищущих работу превышает имеющиес я вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы ; при этом наблюдаетс я дефицит совокупного спроса и циклическа я безработица. С другой стороны, при избыточном совокупном спросе ощущаетс я «нехватка» рабочей силы, то есть количество свободных рабочих мест превышает количество рабочих, ищущих работу. В такой ситуации фактический уровень безработицы ниже естественного уровн я . Необычайно «напр я жённа я » ситуаци я на рынках рабочей силы св я зана с инфл я цией. 4. Безработица как социально – экономическое я вление.

Несмотр я на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны: 1. Не производитс я кака я -то часть товаров и услуг которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. 2. я налоговые поступлени я : рабочий получает доход (заработную плату), котора я облагаетс я налогом. 3. Снижаетс я уровень жизни семьи безработного так как пособие по безработице меньше, чем заработна я плата. 4. Ухудшаетс я психологическое состо я ние безработного, станов я тс я частыми конфликты в семье и т.д. 5. Безработица не только подрывает материальное положение, но и влечёт за собой т я жёлые социальные я влени я : преступность, наркоманию, проституцию. Бурно растёт число самоубийств: 32 % смертельных случаев - добровольный уход из жизни. В этой св я зи одной из функций государства становитс я регулирование зан я тости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры зан я тости, которые выполн я ют следующие функции: выплачивают пособи я по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимс я спросом професси я м. В этих центрах оказываетс я и психологическа я помощь люд я м, оставшимс я без работы.

Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предпри я ти я м, где планируетс я массовое увольнение, с целью сохранени я или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы дл я тех предпри я тий, которые принимают на работу наименее защищённые группы населени я (инвалиды, многодетные матери, 'чернобыльцы', 'афганцы'). Оценива я работу, как социально-экономическое я вление, нельз я однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрени я человека, оставшегос я без работы, это может оказатьс я трагедией.

Однако с точки зрени я экономической динамики данное я вление - объективна я необходимость.

Другое дело, что государство должно 'амортизировать' её негативные последстви я , а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получени я работы.

Главна я 'цена' безработицы - невыпущенна я продукци я . Когда экономика не в состо я нии создать достаточное количество рабочих мест дл я всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг тер я етс я безвозвратно.

Известный исследователь в области макроэкономики, ныне покойный, Артур Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объёма ВНП. Это отношение, известное как закон Оуэна, показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на один процент, то отставание объёма ВНП составл я ет 2,5 %. Это отношение 1: 2,5 или 2 : 5, то есть отношение уровн я безработицы к отставанию объёма ВНП, позвол я ет вычислить абсолютные потери продукции, св я занные с любым уровнем безработицы. В конце 1994 года, за я вленна я в Федеральные службы зан я тости потребность в рабочей силе, оказалась в 5,8 раз меньше её предложени я . В конце 1995 года, в целом по России, на одну вакансию приходилось п я ть безработных.

Уменьшение числа зан я тых в регистрируемой сфере общественного производства сопровождаетс я увеличением зан я тых вне его. Это обсто я тельство косвенно свидетельствует о том, что источники жизнеобеспечени я , расположенные вне легального производства, приобретают всё большее значение: происходит разрушение официального рынка труда, всё большее число работников вынуждено трудитс я не по основной профессии, в теневой экономике, на чёрном рынке.

Ликвидаци я монополизма государственных предпри я тий на рынке труда также создаёт новую ситуацию, частично это повышает гибкость и эффективность использовани я рабочей силы, а частично социально – трудовые отношени я принимают криминальный характер.

Официально признанна я в начале безработица 90-х годов стала реальностью нынешней России. Её рост может усилитс я в св я зи с новыми процессами высвобождени я “излишней” рабочей силы из производственной сферы, используемой там формально и неэффективно. Эти работники имеют наибольшие шансы попасть под увольнение по экономическим причинам. 5. Основные задачи государственного регулировани я на рынке труда . Можно выделить следующие основные задачи, сто я щие перед государством на рынке труда. Во-первых, достижение такого соотношени я между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной част я ми, при котором, с одной стороны, обеспечиваетс я необходимый уровень жизни основной массы населени я , а с другой – сохран я ютс я эффективные стимулы к труду. Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно – образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки дл я повышени я эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделени я труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управлени я . Государство на рынке труда должно осуществл я ть систему мер целенаправленного воздействи я на количественные и качественные аспекты развити я и потреблени я работников, достижение большего соответстви я их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в насто я щее врем я по я вились новые противоречи я , такие как противоречи я между достигнутым уровнем образовани я и квалификации основной массы работников и невозможностью их применени я в услови я х экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда зан я того» до «возможно безработного», возросла конкуренци я между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества. 6. Политика зан я тости и регулировани я рынка труда Согласно российскому закону о зан я тости, государственна я политика зан я тости заключаетс я в содействии полной, продуктивной и свободно избранной зан я тости путём обеспечени я профессиональной подготовки, повышени я квалификации и переподготовки высвобождающихс я граждан, сдерживани я массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышени я эффективности государственной службы зан я тости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики зан я тости на всех уровн я х управлени я я вл я ютс я федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы. В современных услови я х исходным постулатом стратегии зан я тости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровн я зан я тости населени я , одновременно не блокиру я высвобождение лишней рабочей силы с предпри я тий. В “Федеральной целевой программе содействи я зан я тости населени я РФ на 1998-2000 год” предусмотрена необходимость обеспечени я в ближайшей перспективе взвешенности в политике зан я тости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не преп я тствовать высвобождению излишней рабочей силы в св я зи со структурной перестройкой экономики.

Политика на рынке труда в ближайшем периоде будет направлена на: · обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре зан я тости населени я ; · переориентацию экономически активного населени я на новые формы трудовых отношений; · достижение сбалансированности предложени я рабочей силы и числа рабочих мест; · предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда; · создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест; · развитие кадрового потенциала путём совершенствовани я системы обучени я , переобучени я , переподготовки и повышени я квалификации кадров; · рост мобильности трудовых ресурсов. К ключевым интегрированным направлени я м действий Правительства РФ по решению проблем зан я тости относитс я : · преодоление дефицита рабочих мест посредством проведени я сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихс я рабочих мест, развитие малых предпри я тий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиес я отрасли, так и в отрасли традиционной зан я тости; · экономическое стимулирование развити я предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской де я тельности, прежде всего, в регионах с напр я жённой ситуацией на рынке труда; · оптимизаци я масштабов зан я тости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контрол я за соблюдением трудового законодательства в этой сфере; · разработка специальной программы по стабилизации зан я тости в регионах с напр я жённой ситуацией на рынке труда; · развитие гибких форм зан я тости; · последовательна я стабилизаци я уровн я жизни, усиление адресной социальной поддержки населени я , направленной в том числе на снижение потребности в работе, котора я имеетс я у отдельных социальных групп населени я ; · дальнейшее развитие системы непрерывного образовани я как наиболее прогрессивного средства формировани я высокого качества рабочей силы; улучшение качества рабочей среды, включа я вопросы условий труда, зарплаты и использовани я рабочего времени; · сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест; · проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населени я , обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда; развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу зан я тости населени я и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в виде трёх уровней: макроуровн я , регионального уровн я и микроуровн я . На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи: 1. Согласование финансово – кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулировани я рынка труда. К этой задаче относ я тс я вопросы прин я ти я решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначени я , о государственных инвестиционных программах, дотаци я х, субвенци я х, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отрасл я х. Особа я задача - регулирование внешнеэкономических св я зей в интересах зан я тости. 2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик с цел я ми и приоритетами регулировани я рынка труда. В число задач этого блока вход я т минимизаци я оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие зан я тости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда. 3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незан я того населени я . В число задач данного блока вход я т организационное развитие Министерства труда и социального развити я , в том числе службы зан я тости и других структур.

Основой данного блока я вл я етс я политика Министерства труда и социального развити я (службы зан я тости) на рынке труда. 7. Государственна я система зан я тости: структура, основные направлени я развити я на современном этапе. В основе государственной системы зан я тости лежит сеть служб и фондов зан я тости различных уровней. На федеральном уровне - это Государственный Фонд зан я тости населени я (ГФЗН), в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские фонды и службы зан я тости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы зан я тости.

Структурные подразделени я федеральной службы зан я тости подчин я ютс я соответствующим вышесто я щим органам и органам исполнительной власти.

Функции, права, об я занности службы зан я тости нацелены на проведение меропри я тий по ее увеличению.

Органы службы зан я тости на безвозмездной основе предоставл я ют органам государственной статистики, налоговым органам и получают от них сведени я , необходимые дл я выполнени я своих функций.

Службы зан я тости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предпри я тий, организаций, учреждений все сведени я , необходимые дл я разработки программ зан я тости.

Органы служб зан я тости на основе прогнозов экономического развити я с участием работодателей и представителей труд я щихс я разрабатывают программы зан я тости, которые после согласовани я утверждаютс я представител я ми соответствующих органов власти.

Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами зан я тости контролируют реализацию прин я тых программ.

Взаимодействие служб зан я тости с предпри я ти я ми - работодател я ми, работниками или их представител я ми - строитс я на принципах социального партнерства.

Служба зан я тости наделена широким кругом прав и об я занностей: 1. анализировать и прогнозировать состо я ние рынка труда; 2. вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихс я по вопросам трудоустройства; 3. информировать обращающихс я работников и работодателей о возможности получени я работы и обеспечени я рабочей силы; 4. оказывать гражданам помощь в подборе подход я щей работы, а работодател я м - в подборе необходимых работников; 5. организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведени я х службы зан я тости и других учебных заведени я х; 6. оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категори я м населени я ; 7. регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции; 8. разрабатывать республиканские и региональные программы зан я тости; 9. подготавливать предложени я об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений; 10. оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачиваетс я стипенди я за период учебы; 11. выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обсто я тельств; 12. публиковать статистические данные о состо я нии рынка труда. Все услуги федеральной государственной службы, св я занные с обеспечением зан я тости граждан, предоставл я ютс я бесплатно.

Финансирование меропри я тий, св я занных с разработкой и реализацией государственной политики зан я тости, происходит за счет средств ГФЗН, которые я вл я ютс я государственной федеральной собственностью и наход я тс я в оперативном управлении и распор я жении Госкомстата РФ, а также его территориальных органов. Кроме того, служба зан я тости имеют право хранить средства ГФЗН на депозитных счетах ЦБ РФ и приобретать краткосрочные государственные ценные бумаги.

Доходы от такой де я тельности, поступающие в фонд зан я тости, освобождаютс я от налогообложени я и направл я ютс я на цели социальной защиты населени я Средства фонда зан я тости направл я ютс я на: 1. оплату расходов по профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки безработных, включа я выплату им стипендий; 2. организацию общественных работ; 3. выплату пособий по безработице и материальной помощи; 4. возмещение затрат пенсионному фонду в св я зи с назначением досрочных пенсий безработным; 5. меропри я ти я по созданию и сохранению рабочих мест; 6. расходы по анализу рынка труда, разработке программ зан я тости, информационного обеспечени я , рекламы, научно - исследовательской де я тельности и на содержание органов зан я тости.

Федеральна я служба зан я тости, име я централизованное финансирование, оказывает услуги бесплатно как гражданам, так и работодател я м, пропагандиру я их сведени я о ваканси я х.

Особенности зан я тости и функционировани я рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формировани я экономически активного населени я , сложившимс я уровнем и структурой зан я тости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предпри я тий федеральными и региональными органами власти и управлени я . Эта поддержка должна носить выборочный характер и определ я тьс я приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровн я х, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предпри я тий должны стать стержнем региональных программ и финансироватьс я за счет средств фонда зан я тости населени я с целью сохранени я или увеличени я рабочих мест на том или ином предпри я тии, особенно если оно я вл я етс я градообразующим.

Реализуема я политика зан я тости становитс я активной тогда, когда средства Государственного фонда зан я тости населени я ( ГФЗН ) используютс я в полной мере ( с необходимым переход я щим остатком ), а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий дл я организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию. 8. Заключение.

Государственный сектор экономики в насто я щее врем я не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиес я организационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предпри я тий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а следовательно: снижению спроса на рабочую силу.

Широкое распространение получила неполна я зан я тость, вынужденные отпуска. В св я зи с банкротством предпри я тий происходит массовое высвобождение работников.

Повышаютс я требовани я работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на работу.

Сокращаетс я возможность трудоустройства молодежи; женщин; пенсионеров; инвалидов; лиц, освободившихс я из мест лишени я свободы; выпускников учебных заведений.

Государство должно удел я ть особое внимание проблемам зан я тости.

Ориентаци я государственной политики в области регулировани я рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развити я должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновени я кризисных ситуаций, см я гчение напр я женности на рынке труда.

Долгосрочные прогнозы и концепции развити я трудовой сферы ещё нуждаютс я в разработке. Но предварительно можно предположить, что в после кризисной перспективе большинство отклонений российской ситуации от положени я в развитых странах должно быть постепенно сглажено.

Восстанов я тс я тенденции роста зан я тости в прогрессивных отрасл я х экономики.

Продолжитс я рост зан я тости в сфере услуг.

Сократитс я зан я тость в добывающей промышленности, сельском хоз я йстве.

Соотношение уровней заработной платы изменитс я в пользу прогрессивных отраслей.

Безработица сохранитс я примерно на нынешнем уровне, однако характер её изменитс я : станет меньше безработных специалистов, больше незан я тых малоквалифицированных рабочих. В случае проведени я активной политики зан я тости (и повышение самосто я тельной активности людей на рынке труда) можно ожидать повышени я эффективности систем переподготовки и трудоустройства безработных и сокращени я средних сроков пребывани я людей в статусе безработного.

Безработица будет носить в основном структурно – технологический и фрикционный характер, увеличива я сь во врем я циклических спадов производства. В более отдалённой перспективе следует ожидать новых перемен в отраслевой структуре зан я тости, обусловленной технологическими сдвигами.

Увеличитс я зан я тость в “экологических” отрасл я х, информационных технологи я х.

Возрастёт дол я “домашних” рабочих мест, основанных на компьютерных технологи я х и соответствующих средствах св я зи. Будет сокращатьс я продолжительность рабочей недели и величина рабочего времени среднего зан я того росси я нина.

Изменитс я структура подготовки кадров специалистов.

Уменьшитс я дол я инженерных специальностей.

Увеличитс я подготовка специалистов в области экономики и управлени я , социологии и социальной работы, психологии и р я де других мест.

экспертиза автомобиля в Твери
оценка стоимости патента в Орле
независимая экспертиза после залива в Брянске