Внимание! cool-diplom.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Сначала он старался писать, как писали все. А разве станешь большим, настоящим поэтом, если будешь подражать, кому бы то ни было? Нет, конечно. Ведь поэзия начинается тогда, когда стихи открывают людя
Разработка и внедрение данной системы заняло у специалистов около трех лет. Преимущества этой системы очевидны: дилеры и магазины получают до 95% процентов необходимых запчастей с центрального склада
Специфический характер отношениям СССР, а теперь России с Японией придает территориальная проблема. Этот вопрос служит серьезным препятствием для заключения мирного договора, а также и то, что до 1991
Специалист занимающийся восточными методами диагностики и терапии будет легко ориентироваться в ней. Желающие могут получить нужную информацию в литературе, список которой приводится в конце книги, с
Экономический, политический, идеологический, экологический, космический, инфекционный и т. д. страх стал сегодня такой же реальностью, как само существование человека. Чего боятся люди? Разумеется, у
Правильный учет и оформление соответствующих документов необходимы потому, что они позволяют вести четкую статистику заболеваемости животных, научно анализировать эффективность тех или иных мероприяти
Основными источниками техногенных ЧС являются потенциально опасные объекты (ПОО). К ПОО относятся объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, п
Тольятти 200 2 Американская и Японская школы менеджмента Содержание Введение.................................................................................................................3 I. Аме
Реферат По теме : ’’Этапы развития систем управления экономикой в России.’’ По предмету : Экономика региона.
Выполнил студент IV курса экономического факультета группы МН-2... .. .......................................Павловский Д.Ю . Научный руководитель...............................Романова Л.А . Пермь, 1996 г.
Содержание. TOC o '1-2' 1. Введение. ..................................................................................... GOTOBUTTON _Toc373730038 PAGEREF _Toc373730038 3 2. Формирование системы управления экономикой. ............. GOTOBUTTON _Toc373730039 PAGEREF _Toc373730039 4 2.1. Трудности переходного периода. ....................................................... GOTOBUTTON _Toc373730040 PAGEREF _Toc373730040 4 2.2. Период 'политики военного коммунизма' 1918 - 1921 гг. и переход к НЭПу. GOTOBUTTON _Toc373730041 PAGEREF _Toc373730041 5 3. Централизация в системе управления. ............................... GOTOBUTTON _Toc373730042 PAGEREF _Toc373730042 5 3.1. Период индустриализации ( к.20-х -- к.30-х ) ..................................... GOTOBUTTON _Toc373730043 PAGEREF _Toc373730043 5 3.2. Период Великой Отечественной Войны. ........................................ GOTOBUTTON _Toc373730044 PAGEREF _Toc373730044 6 3.3. Перестройка управления экономикой в послевоенный период. GOTOBUTTON _Toc373730045 PAGEREF _Toc373730045 7 4. Поиск нового качества системы управления. ................... GOTOBUTTON _Toc373730046 PAGEREF _Toc373730046 8 4.1. Хозяйственная реформа 1965 года. .................................................... GOTOBUTTON _Toc373730047 PAGEREF _Toc373730047 8 4.2. Затягивание процесса совершенствования управления в 70-е гг. GOTOBUTTON _Toc373730048 PAGEREF _Toc373730048 8 4.3. Радикальная реформа системы управления ( 1985-к.80х гг.). . GOTOBUTTON _Toc373730049 PAGEREF _Toc373730049 9 5. Заключение. .............................................................................. GOTOBUTTON _Toc373730050 PAGEREF _Toc373730050 10 5.1. Литература. ............................................................................................... GOTOBUTTON _Toc373730051 PAGEREF _Toc373730051 11 1. Большой интерес представляет собой рассмотрение исторического аспекта развития теории управления . Весь процесс развития методологии и практики управления экономикой России после революции 1917 года можно с известным приближением разбить на три больших этапа, каждый из которых включает в себя несколько относительно самостоятельных стадий хозяйственного строительства и соответствующего совершенствования системы управления.
Первый этап охватывает время с установления Советской власти и до второй половины 20-х годов, т. е. период становления системы управления экономикой как единого целого в условиях многоукладной экономики. В эти годы происходит интенсивный процесс национализации ключевых отраслей и восстановления хозяйства, разрушенного гражданской войной.
Одновременно шаг за шагом создаются сначала важнейшие элементы, а затем и система государственного управления экономикой и соответствующая сеть организационных отношений.
Второй этап развития теории и практики управления экономикой, начавшийся в конце 20-х -- начале 30-х годов и продолжавшийся до 60-х годов, связан с глубокими структурными сдвигами в материально-технической базе всех отраслей народного хозяйства.
Третий этап перестройки и совершенствования системы управления связан с поиском наиболее эффективной системы управления экономикой с целью получения наибольшей отдачи от огромного производственного и научного потенциала накопленного страной в послевоенное время. В середине 80-х годов были созданы предпосылки к формированию нового, четвертого этап в историческом развитии системы управления и методов хозяйствования в нашей стране. Этот этап определил общую тенденцию на перспективу -- смещение центра тяжести системы управления в сторону самоуправления.
Некоторые из этапов включают несколько подэтапов, выделившихся в силу своей специфики ( НЭП, Великая Отечественная война ). 2. 2.1. Особенность первых лет переходного периода состояла в том, что нужно было одновременно 'оживить', привести в движение почти остановившийся производственный организм и сформировать по существу заново систему его управления, т.е. нужно было не просто восстановить разрушенное, наладить расстроенные межхозяйственные связи, но и перейти к планомерному функционированию и развитию экономики в целом. При создании качественно новой системы управления экономикой учитывался и опыт государственного регулирования производства, накопленный в дореволюционной России. В годы первой мировой войны в русской промышленности были созданы государственно-монополистические органы для контроля и регулирования военного производства.
Весьма широкие полномочия имело тогда Особое совещание по обороне : распределение заказов, принуждение предприятий к приему таких заказов и их выполнению, регулирование материальных запасов, цен, зарплаты. В июле 1917 года в качестве единого регулирующего центра был создан Главный экономический комитет.
Страна была разделена на 11 районов и в каждом районе действовали соответствующие уполномоченные и комитеты.
Высший Совет Народного Хозяйства , созданный в конце 1917 года, сделал много для создания системы управления и налаживания работы промышленности в новых послереволюционных условиях. Шел постоянный поиск рациональной организационной структуры, сочетающей отраслевой и региональные подходы к регулированию производства.
Первоначально принятая многоступенчатая схема : заводоуправление районный СНХ областной СНХ ВСНХ -- оказалась малоэффективной, так как в условиях нехватки транспорта и расстроенных связей с поставщиками само заводоуправление не в состоянии было обеспечить нормальный ход производства и было вынуждено по каждой мелочи обращаться в центр. В свою очередь ВСНХ при падении производства не всегда мог положиться на местное руководство и должен был вникать во все детали деятельности заводов. 2.2. Острый продовольственный кризис переплетался с топливным, а тот в свою очередь с транспортным.
Выпуск промышленной продукции по сравнению с дореволюционным резко упал.
Основные сельскохозяйственные районы сильно пострадали от засухи 1921 г.
Создаются специальные продовольственные отряды, которые изымают излишки хлеба у крестьян в виде продразверстки.
Практика еще раз показала, что существует устойчивая связь между заинтересованностью , производительностью и реальными доходами.
Реальный уровень уровень жизни населения падал. В этих условиях правительство осуществляет ряд мероприятий, которые получили название 'новая экономическая политика' : создается эффективная налоговая система, восстанавливается денежная, кредитная, финансовая система, принимается план ГОЭЛРО. НЭП базировалась на радикальной реформе управления промышленностью, суть которой сводилась к предоставлению предприятиям большей самостоятельности.
Узловым моментом перестройки явилось создание трестов и синдикатов. Центр тяжести управления госпромышленностью сместился 'сверху -- вниз'. Сокращаются возможности ВСНХ воздействовать на оперативную деятельность трестов.
Образование хозрасчетных трестов и синдикатов, активизация товарно-денежных отношений и неизбежное при этом усиление центробежных устремлений поставили новые задачи в деятельности ВСНХ. На первое место в его деятельности было поставлено общее регулирование госпромышленности, наблюдение за кооперативной и частной промышленностью. В составе ВСНХ остались всего 3 главных подразделения. 3. Новый крупный этап в развитии системы управления, начавшийся вместе с принятием первой пятилетки, продолжался примерно до середины 60-х годов. Он был связан с качественными преобразованиями в производстве, коренной технической реконструкцией всех отраслей народного хозяйства. 3.1. В результате перестройки организационной структуры в 1932 году была создана новая система отраслевого управления промышленностью. ВСНХ как орган управления был упразднен.
Вместо него на общесоюзном уровне сначала были созданы три наркомата : тяжелой, легкой и лесной промышленности.
Постепенно число наркоматов увеличивалось, что отражало углубление разделения труда между ними.
Местные СНХ были преобразованы в республиканские наркоматы легкой промышленности и краевые управления. К середине 30-х годов в результате организационных преобразований в отраслях промышленности сложилась трехзвенная ( наркомат -- главк -- предприятие ) или четырехзвенная система управления : наркомат -- главк -- трест -- предприятие.
Первая схема нашла применение в машиностроении и станкостроении, а вторая - в металлургической, топливной, пищевой, легкой промышленности.
Тресты сохранились в тех отраслях, где большое количество предприятий было разбросано на больших территориях и главку трудно было обеспечить конкретное руководство ими.
Однако общая тенденция проявлялась в ликвидации трестов и объединений и переходе к трехзвенной системе.
Основной задачей главков было оперативное руководство техническим развитием своей подотрасли : внедрение новой технологии, освоение новых видов продукции, улучшение ее качества. В работе главков сочетались техническое и планово-организационное руководство предприятиями и подотраслью в целом.
Индустриализация страны остро поставила вопрос о рациональном размещении производительных сил на территории страны, а вместе с тем и о совершенствовании управления хозяйством на местах.
Вместо устаревшего административного деления на губернии, волости были созданы новые экономические регионы -- края и области, которые представляли собой более или менее сформировавшиеся территориально-производственные комплексы в общественном разделении труда.
Региональным органам управления были делегированы значительные полномочия по оперативному руководству хозяйством, что позволило эффективней маневрировать ресурсами на местах. 3.2. С первых же военных дней были внесены существенные изменения в организационную структуру системы планового управления экономикой.
Прежде всего усилилась централизация при распределении всех ресурсов.
Государственный Комитет Обороны (ГКО) был образован 30 июня 1941 года. Он объединил в себе экономическое, политическое и военное руководство.
Основная ось оперативного руководства военной экономикой проходила через ГКО -- наркоматы -- предприятия . ГКО не имел своего особого аппарата и не занимался организацией непосредственного выполнения того или иного вопроса.
Главная его функция состояла в контролировании работы наркоматов.
Действовал он через партийные и государственные органы. В случае необходимости при ГКО создавались спецкомитеты и комиссии. [1] Компетенция наркоматов была расширена. Им предоставлялось право самостоятельно распределять и перераспределять материальные ресурсы, производить капвложения на восстановление предприятия за счет текущих расходов. 3.3. Параллельно с переводом экономики на мирные рельсы и восстановлением хозяйства происходила перестройка системы планового управления. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Его функции по управлению народным хозяйством перешли к Совету Народных Комиссаров, который в 1946 году был преобразован в Совет Министров СССР. На базе наркоматов оборонной промышленности образовался ряд машиностроительных министерств, сориентированных на выпуск гражданской промышленности.
Преодоление хозяйственных трудностей искали в организационной перестройке.
Сначала был взят курс на узкую специализацию министерств, но эти преобразования не оправдали себя, и в 1949-м году начался процесс слияния министерств. Для решения крупных проблем часто создаются специальные органы. С этой целью были образован Госкомитет по снабжению народного хозяйства (Госснаб СССР). Госснаб стал работать в контакте с Госпланом, составляя подробную номенклатуру распределения продукции, а министерства, получая соответствующие фонды и ресурсы, осуществляли оперативное снабжение подведомственных предприятий.
Поскольку решено было вновь вернуться к пятилетке как основной форме планирования, возросла роль Госплана как органа, разрабатывающего основные направления развития экономики на длительную перспективу. В июне 1955 года Госплан был разделен на два органа -- Госкомиссию по перспективному планированию (Госплан) и Госкомиссию по текущему планированию народного хозяйства (Госэкономкомиссия). На первый возлагалась разработка пятилетних и перспективных планов, а также контроль за их исполнением. В функцию второго входила разработка годовых и квартальных планов развития народного хозяйства. 4. 4.1. Всё сильнее и настоятельнее становились требования о качественных структурных сдвигах в производительных силах, всё отчетливее и острее проявлялись необходимость кардинального совершенствования действовавшего в тот период хозяйственного механизма, несоответствие директивно-мобилизационных методов управления, сложившихся в 30 -- 40-х годах, новым экономическим условиям.
Происходило замедление темпов эк. роста, в том числе производительности труда в промышленности. Для того чтобы лучше приспособить систему хозяйственного управления к решению данных проблем хотели добиться наиболее правильного сочетания централизованного госпланирования и усиления экономического стимулирования производства.
Намечалось осуществить меры по : * совершенствованию планирования ; * усилению экономического стимулирования и хозрасчета ; * улучшению организации управления промышленностью. При этом проявились три аспекта преобразований в области организационной структуры : укрепление централизованных начал в управлении промышленностью, ликвидация совнархозов и формирование объединений. 4.2. На протяжении всех 70-х годов совершенствование методов управления считалось одним из узловых вопросов экономической политики. В первую очередь целесообразно было взяться за решение вопросов, отложенных по тем или иным причинам в1965 году, в том числе за перестройку организационной структуры управления отраслями и создание производственных объединений. При двухзвенной системе производственные объединения и крупные предприятия непосредственно подчиняются министерству.
Трехзвенная система управления включает министерство, республиканское промышленное объединение, производственное объединение. Таким образом, основным хозрасчетным звеном отраслевой структуры организации и управления стали производственные объединения. Вновь была выдвинута задача превратить пятилетку на деле в основную форму планирования. Этой задаче послужила и подготовка так называемых целевых программ.
Широкое внедрение на этом этапе в плановую практику целевых программ означает, что круг наиболее сложных вопросов рассматривается более всесторонне, с учетом факторов, которые способствуют или тормозят их решение.
Однако в начале 80-х годов произошло дальнейшее замедление темпов экономического роста, что говорит о недостаточности принятых в 70-е годы мер по совершенствованию планирования, изменению организационных структур. 4.3. В силу вышеперечисленных обстоятельств вновь начался поиск более действенных решений по перестройке системы управления.
Исходное положение концепции реформы состояло в том, чтобы сохранив единство централизма и самоуправления на местах, изменить балансировку системы управления, сместить ее центр тяжести в сторону базисных звеньев производства -- объединений, предприятий. [2] Принципиальное положение общей концепции реформ -- переход к экономическим методам управления. Это переход от административно-директивных методов к экономическим отношениям.
Ставилась задача перестройки народнохозяйственного планирования в сторону усиления его воздействия на рост эффективности производства как важного фактора развития страны. На этом этапе резко возрастает роль региональных звеньев управления. Для улучшения координации деятельности центральных, отраслевых и местных органов управления были найдены оптимальные организационные структуры -- территориально-производственные комплексы ( ТПК ). Здесь углублялось региональное разделение труда с учетом особенностей и преимуществ местных природных условий, демографической ситуации, развития транспорта и т.п. 5. Вначале 90-х годов в России, уже как самостоятельном государстве, происходит становление качественно новой системы управления экономикой.
Переход от планового ведения дел в народном хозяйстве к свободным рыночным отношениям позволяет выделить этот период в отдельный этап в развитии системы управления экономикой. Этот этап включает в себя два подэтапа ( 91 - 93 гг., 93 - настоящий момент ). Однако опыт управления, накопленный за предыдущий период не является бесполезным. 5.1. Аганбегян А.Г. Сочетание отраслевого и территориального принципов управления экономикой. М : 1980 г.
Белоусов Р.А. Исторический опыт планового управления экономикой СССР. М : Мысль, 1987 г.
Виханский О.С. Проблемы развития управления общественным производством. М : МГУ, 1991 г.
услуги по оценке недвижимости в Белгороде